Грузооборот порта Усть-Луга в январе–ноябре упал на 8%
Это связано со снижением экспорта нефти, считают экспертыГрузооборот порта Усть-Луга в Ленинградской области в январе–ноябре составил 104 млн т. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года он сократился на 8%. Такие данные опубликовала Ассоциация морских торговых портов (АСОП).
Стоит отметить, что грузооборот Усть-Луги в течение года переживал взлеты и падения. Так, в I квартале перевалка выросла на 25,1%, по итогам I полугодия рост замедлился до 5,5%, а за девять месяцев сокращение грузооборота составило 2,2%.
Опрошенные «Ведомостями» эксперты отмечают, что падение грузооборота связано со снижением перевалки нефти и нефтепродуктов, которое стало следствием эмбарго на поставку российской нефти, нефтепродуктов и других энергоносителей со стороны западных государств. «Падение происходит в контексте общего ухудшения экономических отношений со странами Европы и снижения интереса европейских покупателей к российским энергоносителям», – считает руководитель образовательной программы «Экономика» РАНХиГС Санкт-Петербург Дмитрий Десятниченко.
По данным Международного энергетического агентства, в ноябре Россия снизила поставки нефти на 200 000 баррелей в сутки. В ноябре вице-премьер РФ Александр Новак заявлял, что Россия приняла решение углубить объемы сокращения поставок нефти и топлива до 500 000 баррелей в сутки.
Примечательно, что в целом грузооборот морских портов Балтийского бассейна по итогам 11 месяцев 2023 г. вырос на 1,4% и составил 228,3 млн т. Если перевалка наливных грузов сократилась на 9% до 124,4 млн т, то объемы обработки сухих грузов за указанный период относительно января–ноября 2022 г. выросли на 17,6% и составили 103,9 млн т.
Драйвером роста на Балтике стал Большой порт Санкт-Петербург. Его грузооборот, по данным АСОП, вырос за 11 месяцев на 25,9% до 44,9 млн т. Заведующий кафедрой безопасности РАНХиГС Санкт-Петербург Александр Дмитриев отмечает, что грузооборот БПСПб связан с развитием регулярных контейнерных линий со странами Ближнего Востока, Южной и Восточной Азии, а также Латинской Америки.
Так, по данным портала Infranews (ссылается на данные Морцентр-ТЭК), контейнерооборот петербургского порта вырос за январь–ноябрь по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 6% и составил 926 600 TEU. В общем контейнерообороте портов Балтийского бассейна его доля превысила 85%. Как отмечают в агентстве, в ноябре перевалка контейнеров составила 100 000 TEU, что сопоставимо с уровнем апреля 2022 г.
Рост показал и другой порт Ленинградской области – Приморск. С января по ноябрь перевалка там выросла на 9,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и достигла 57,7 млн т.
По словам Дмитриева, изменить ситуацию с перевалкой в Усть-Луге поможет запуск специализированных зерновых терминалов. Как ранее сообщал «Коммерсантъ» со ссылкой на пресс-службу ГК «Новотранс», в ближайшие месяцы будет введена первая очередь зернового комплекса универсального терминала Lugaport. Весь терминал введут в эксплуатацию в 2025 г. Общая мощность проекта составляет 24,3 млн т в год. Терминал будет заниматься перевалкой навалочных, генеральных, зерновых и пищевых грузов. «Запуск специализированных зерновых терминалов поможет в наращивании показателей Усть-Луги», – резюмировал эксперт.
Грузы продолжает терять и другой порт Ленобласти – Высоцк, ориентированный на перевалку угля. За прошедшие 11 месяцев по сравнению с аналогичным периодом 2022 г. падение составило 18%. Перевалка опустилась до 12 млн т. Десятниченко отмечает, что сейчас переориентация экспорта угля из Высоцка в страны Азиатско-Тихоокеанского региона осложнена увеличением стоимости затрат на логистику. «Текущие просадки хотя и весьма заметны, но в среднесрочной перспективе, после завершения реализации инвестпрограммы и запуска новых терминалов, можно ожидать не только восстановительный рост, но и развитие», – прогнозирует эксперт.
Улучшить показатели в порту также поможет запуск зернового терминала мощностью 4 млн т в год, считает директор практики «Машиностроение и технологии» Strategy Partners Роман Тиняев. Напомним, в сентябре 2023 г. в морском порту Высоцк был открыт новый глубоководный зерновой терминал с производительной линией 1200 т в час. Планируется, что до конца года на нем будет перевалено 1 млн т зерна. Такой прогноз озвучивал член совета директоров «Порт Высоцкий» Андрей Гарнухин на церемонии открытия терминала.