Hyundai Motors продаст активы в Петербурге российской компании «Арт-финанс»

Сумма сделки может составить символические 7000 руб.
«Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус» владела двумя заводами в Петербурге /«Автотор»

Совет директоров Hyundai Motor Company по итогам проведенного заседания утвердил план продажи активов «Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус» (ХММР) российской компании «Арт-финанс», сообщает пресс-служба компании.

«Hyundai на данный момент финализирует с «Арт-Финанс» детали сделки. Hyundai продолжит оказывать послепродажное обслуживание и другие услуги по обслуживанию клиентов и владельцев машин в России», — говорится в сообщении.

Как уточняет Reuters, сумма сделки может составить символические 7000 руб. или $77,67. При этом корейский автоконцерн от продажи своих российских активов может потерять 287 млрд вон ($219,19 млн).

Что известно об «Арт-финанс»

Согласно данным «СПРАРК Интерфакс», ООО «Арт-финанс» зарегистрировано в Москве в феврале 2023 г. Совладельцем являются президент группы «Авилон» Андрей Павлович (99,99%) и ООО «Арион» (0,001%). «Арт-финанс» в мае 2023 г. приобрела все доли в российском представительстве ООО «Фольксваген Груп Рус», включая подконтрольные ему местные компании (ООО «Фольксваген Компоненты и Сервис», ООО «Скания Лизинг», ООО «Скания Финанс», ООО «Скания Страхование»).

Корейская газета «Чосон ильбо» утверждает, что сумма сделки могла составить 140 000 вон (около 10 000 руб.) с сохранением возможности обратного выкупа в течение двух лет. Такую возможность в сентябре 2023 г. также озвучивал глава Минпромторга Денис Мантуров. По данным издания, реальная стоимость российского завода Hyundai составляет 287,3 млрд вон (более 19 млрд руб.).

При этом убытки завода Hyundai в Петербурге за 2022 г. составили почти 19 млрд руб., подсчитывал «Интерфакс». Общие расходы превысили 56 млрд руб., из которых 18,4 млрд руб. – обесценение активов, еще 6,4 млрд руб. – потери от простоя.

Напомним, «Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус» владела двумя заводами в Петербурге. На предприятии в Сестрорецке производили Hyundai Solaris, Hyundai Creta и Kia Rio, мощность этой площадки составляла более 200 000 автомобилей в год. После начала специальной военной операции на Украине компания 1 марта остановила свою деятельность из-за трудностей с поставками комплектующих.

Вторую площадку в Шушарах ХММР не успел запустить. Корейская компания выкупила бывшее предприятие General Motors в 2020 г. и планировала инвестировать в него более 36 млрд руб. для производства Hyundai Tucson, Hyundai Palisade и Kia Sportage. Газета «Чосон ильбо» сообщила, что завод в Шушарах также будет продан компании «Арт-финанс». При этом в начале 2023 г. губернатор Петербурга Александр Беглов говорил, что это предприятие перепрофилируют под образовательный центр.

Стоит отметить, что для ООО «Арт-финанс», которое принадлежит экс-гендиректору «Авилона» Андрею Павловичу, это уже не первая сделка по покупке иностранных автопредприятий в России. Так, в мае 2023 г. Volkswagen сообщил о завершении сделки по продаже «Арт-финанс» завода в Калуге. В сделку стоимостью 125 млн евро вошли все производственные мощности, дистрибьюторский и послепродажный бизнес, включая «Фольксваген Компоненты и Сервисы», «Скания Лизинг», «Скания Финанс» и «Скания Страхование». Однако на данный момент неизвестно, какие именно автомобили будут выпускать на бывшем немецком заводе.

Наиболее оптимальным вариантом перезапуска площадки эксперты называют привлечение китайского партнера, который поможет наладить совместное производство. Ранее, 27 ноября, телеграм-канал «Русский автомобиль» сообщал, что в качестве партнера для перезапуска петербургской площадки Hyundai рассматривается китайский концерн GAC. В ноябре, по данным канала, завод в Сестрорецке посещали руководство «Арт-финанс» и представители GAC.

Но независимый консультант Сергей Бургазлиев считает, что перезапустить бывший завод Hyundai новому собственнику будет непросто. В первую очередь из-за трудностей в поиске такого партнера. «Надо понимать, что найти китайского партнера непросто. Например, Chery уже несколько лет осматривает площадки в России для локализации производства, но все равно продолжают импортировать автомобили», — прокомментировал он.

По его мнению, если компания Hyundai хочет сохранить связи с российским бизнесом и в перспективе вернуться, наиболее приемлемым вариантом может стать договоренность о поставке компонентов на завод в Петербурге с китайской компанией, которая имеет совместное предприятие с Hyundai в Китае. Например, речь может идти о совместном предприятии китайского BAIC Motor и Hyundai Motor Company. Стоит отметить, что BAIC уже работает в России с «Автотором» и выстроила широкую дилерскую сеть.

«Допускаю, что новые собственники могут перезапустить завод через китайские компании с заменой корейского логотипа на китайский. Это было бы лучшим условием, которое позволит поставлять машкомплекты и продолжать локализовать производство. И если Hyundai или СП с BAIC останется в рамках поставщика машинокомплектов на завод в Санкт-Петербурге для новых собственников, то реализацию можно будет выстроить через сеть дилеров BAIC «Автотора» в случае их заинтересованности», – говорит Бургазлиев.

При этом право «обратного опциона» не гарантирует возвращение Hyundai в Россию в течение 2-3 лет, считает Бургазлиев. В том числе на это может повлиять стоимость выкупа активов, которую будет определять уже российская сторона.

Эксперт автомобильного рынка Денис Гаврилов считает, что новый собственник не сможет загрузить мощности завода Hyundai в течение ближайших 2-3 лет, так как схожая ситуация складывается у «Автотора» в Калининградской области и «Москвича» в столице. «Завод [«Автотора»] в этом году намерен выпустить 50 000—70 000 автомобилей, правда, объем продаж продукции предприятия в России по итогам 11 месяцев составляет около 10 000 новых машин. С такой же проблемой несоответствия объемов выпуска и продаж столкнулся «Москвич», — рассказал Гаврилов.

По его мнению, спрос на адаптированные в России китайские автомобили остается невысоким из-за неготовности потребителя переходить с уже привычных машин, произведенных в Китае, Японии, Южной Корее, Европе и США.

Он отмечает, что в случае развития предприятия в Петербурге сохраняется возможность возвращения Hyundai в течение двух лет, если сделка действительно подразумевает возврат активов. «Для Hyundai это может стать новым вызовом – попытаться вернуть утерянные лидирующие позиции в конкурентной борьбе с множеством китайских брендов. Это сильная мотивация и проверка качества бренда», — резюмировал эксперт.