Каршеринговые сервисы увеличили долю китайских машин в Петербурге до 30-35%
К концу 2024 г. она может превысить 50%, прогнозируют экспертыДоля китайских машин в автопарках каршеринговых сервисов, работающих в Санкт-Петербурге, к концу 2023 г. достигла 30-35%. Об этом изданию «Ведомости Северо-Запад» рассказали представители двух сервисов. По оценкам опрошенных экспертов, такая ситуация наблюдается практически во всех компаниях, оказывающих в городе услуги каршеринга.
Напомним, каршеринговые компании начали активно наполнять автопарки китайскими машинами в 2022 г. после ухода европейских, американских, японских и южнокорейских автопроизводителей и остановки их российских заводов. По оценке «Российской газеты», к началу 2023 г. доля китайских машин для каршеринга выросла в 3 раза и достигла порядка 10%.
В пресс-службе «Ситидрайв» сообщили, что за год автопарк в Петербурге был увеличен по сравнению с 2022 г. более чем на 2500 машин или на 80%. Компания закупала китайские и отечественные машины. В результате доля автомобилей китайского производства в городе у сервиса достигла около 35%. «В 2023 г. «Ситидрайв» вывел на линию такие новинки для Санкт-Петербурга, как «Москвич 3», Geely Atlas Pro, Jac JS4, Exeed LX, Chery Tiggo 4 Pro», — рассказали в компании.
Оператор BelkaCar вышел на рынок Петербурга в апреле 2023 г. С начала сервиса предлагал лишь модели Kia Rio X-Lina и Haval Jolion. К концу года автопарк пополнился китайскими Geely Coolray и Haval Dargo. В результате доля китайских автомобилей превысила 30%, уточнили в пресс-службе компании.
Еще один игрок – «Делимобиль» – за прошедший год увеличил автопарк в Петербурге на 60%. Рост модельного ряда произошел за счет приобретения машин марок Chery, Haval, Geely и Omoda. Но в пресс-службе компании не стали раскрывать, какую долю автопарка сейчас занимают китайские автомобили.
Обновление автопарка за счет китайских машин в 2023 г. происходило также у «Яндекс. Драйва». Так, в августе 2023 г. «Ъ-СПб» сообщал о планах оператора увеличить автопарк на 600 машин в Северной столице за счет российских и китайских машин. Расходы на закупку оценивались в 1,2 млрд руб. Однако комментировать итоги года и изменение автопарка в городе в компании отказались.
Опрошенные «Ведомостями» эксперты прогнозируют, что доля китайских машин в автопарках каршеринговых сервисов города по итогам 2024 г. может превысить 50%. Цикл работы одного автомобиля составляет около 3 лет. Доступными для замены сейчас остаются лишь российские и китайские бренды. Но российские заводы практически не производят подходящие для сервисов автомобили, говорит независимый автоэксперт Сергей Бургазлиев. Таким образом, в ближайший год альтернативных вариантов кроме китайских машин на рынке для них просто не будет.
Исключением могут стать лишь отечественные производители «Москвич» и Evolute, добавляет эксперт автомобильного рынка Денис Гаврилов. «Доля может измениться за счет закупки сервисами автомобилей отечественных брендов. Сейчас – это «Москвич» и Evolute, которые пока не могут дать серьезный объем. Соответственно, доля автомобилей китайских брендов еще год-два может расти с серьезным увеличением», — считает эксперт.
По его словам, тенденцию может изменить «АвтоВАЗ», если компания начнет массово выпускать автомобили с вариаторами или автоматическими коробками передач. «На данный момент «АвтоВАЗ» предлагает на рынке автомобили только с механической коробкой передач, что не соответствует формату услуги сервисов каршеринга», — уточнил Гаврилов.
При этом «китаизация» автопарка в каршеринге несет и определенные риски. Бургазлиев отмечает, что ряд машин из Китая имеет проблемы с надежностью, например, ходовой части и электрики, а также лакокрасочных покрытий. «При интенсивном использовании в каршеринге эти проблемы будут расти», — уточнил эксперт.
По словам Гаврилова, дальнейшая замена парка на китайские авто может привести и к росту цен на услуги. Сейчас компании из-за отсутствия альтернативы меняют бюджетные седаны (такие как Hyundai, Volkswagen, Kia и др.) на более дорогие китайские кроссоверы. Впоследствии это может привести к росту стоимости проката.