Петербургские дизайнеры начали объединяться в мультибрендовые магазины

Бренды Gerrusi, NonaGrande и «НК-Деним» планируют запустить несколько совместных точек продаж
Планы по объединению в мультибрендовые магазины появились у компаний после участия в первых этапах проекта «Петербургский дизайн» /Freepik

Производители одежды из Санкт-Петербурга начали объединяться для запуска мультибрендовых магазинов. Дизайнеры рассчитывают, что открытие совместных площадок локальных брендов позволит нарастить продажи за счет расширения ассортиментной матрицы для целевой аудитории покупателей.

Как рассказал изданию «Ведомости Северо-Запад» представитель компании «Геруси Фэшн» (бренд Gerrusi), в январе 2024 г. компания провела реновацию своего магазина площадью 75 кв. м и включила в ассортимент продукцию двух других местных производителей одежды – брендов NonaGrande (производитель верхней одежды «Нонагранде») и «НК-Деним» (джинсы). Таким образом магазин стал мультибрендовым.

Заемные средства на ремонт и оборудование для магазина (а также для закупки сырья для пошива новой коллекции) предоставил Фонд микрофинансирования субъектов малого и среднего предпринимательства Санкт-Петербурга. Сумма составила 2,5 млн. руб под 1% годовых по программе предоставления займов субъектам МСП, ведущим деятельность в сфере легкой промышленности и дизайна.

«Сейчас мы ведем переговоры еще с двумя брендами, которые работают на такую же целевую аудиторию. Если эта модель покажет эффективность, в 2024 г. мы откроем еще один магазин с совместным ассортиментом. Но сейчас надо понять, как бренды работают в синергии», – рассказал изданию генеральный директор компании-производителя «Геруси Фэшн» Родион Мальцев.

Он пояснил, что до 2022 г. ассортимент шоурума включал не только собственную, но и импортную продукцию (верхняя одежда из Германии, а также трикотаж из Австрии и Италии). Но из-за роста цен на логистику вследствие нарушения цепочки поставок и необходимости поставлять продукцию через третьи страны компания отказалась от импорта и приняла решение дополнить ассортимент местными брендами.

По такому же пути планирует пойти и оптовый поставщик, петербургский производитель одежды «Нонагранде». Компания уже подала заявку в Фонд микрофинансирования на предоставление средств в размере 5 млн руб. на открытие мультибрендового шоурума, рассказала изданию соучредитель компании Милана Кретова. В фонде изданию сообщили, что заявка находится на стадии рассмотрения.

Стоит отметить, что планы по объединению в мультибрендовые магазины появились у компаний после участия в первых этапах проекта «Петербургский дизайн», который поддерживают власти города. Проект, позволивший дизайнерам выставить свои модели на продажу в рамках мультибрендовых магазинов в ТРЦ города, стартовал 1 октября 2022 г. Второй этап проходил с 22 августа 2023 г. по 21 января 2024 г. Городские власти уже приняли решение продлить проект на третий этап, который должен начаться в 2024 г. Точные сроки его запуска еще не определены. Но по оценкам самых участников проекта, он может начаться в марте-апреле текущего года.

Как сообщил журналистам вице-губернатор Петербурга Кирилл Поляков 15 февраля, количество торговых центров, где будет размещаться одежда локальных дизайнеров, на новом этапе будет увеличено с трех до пяти. Он добавил, что «Петербургский дизайн» зарекомендовал себя как хорошая площадка для продвижения местных брендов, при этом участники открывают и собственные торговые точки.

Мальцев отметил, что открытие собственных мультибрендовых магазинов важно, поскольку на площадках «Петербургского дизайна» в торговых центрах представлено множество различных брендов локальных дизайнеров, которые работают на разную аудиторию. А объединение с конкретными участниками в общем мультибрендовом магазине на собственной площадке позволяет работать на конкретный сегмент рынка.

Сейчас локальные дизайнеры, в том числе те, кто только начал выходить в розницу, вынуждены искать способы для наращивания продаж в условиях растущей конкуренции. Проблемы есть и у тех, кто давно работает в рознице. Мальцев пояснил, что к концу года компания наблюдала спад продаж, в результате итоги декабря прошлого года оказались хуже января 2024 г., даже несмотря на фактор сезонности.

Кто и зачем запустил «Петербургский дизайн»

«Петербургский дизайн» – проект властей Санкт-Петербурга. Он нацелен на развитие местных дизайнеров и производителей в сфере легкой промышленности. Согласно его концепции дизайнеры бесплатно размещают свою продукцию на площадках «Петербургского дизайна» в торговых центрах города. Средства на аренду помещений и мерчандайзинг, зарплаты персонала, операционные расходы покрывает городской бюджет. В рамках второго этапа продукция была размещена в трех торговых центрах – «Галерея», «Охта молл» и «Лето». На его реализацию из городского бюджета было выделено 100 млн руб. В нем участвовали порядка 100 дизайнеров. Перерыв между первым и вторым этапами проекта составил почти семь месяцев.

Директор Союза производителей изделий легкой промышленности Светлана Молчанова отмечает, что растущим локальным производителям сложно конкурировать с масс-маркетом и онлайн-торговлей, поскольку относительно небольшие объемы производства не дают возможности существенно снизить конечную цель продукта. Оставаясь в среднем ценовом сегменте, местные дизайнеры могут конкурировать только с себе подобными, добавила она.

По мнению основателя и владельца магазинов российских дизайнеров Freedom Store Дмитрия Тимуршина, подход к развитию местных дизайнеров и производителей одежды должен включать работу с торговыми сетями. «В настоящее время fashion-ретейлеры могут взять продукцию местных дизайнеров «под реализацию». Но чтобы нарастить продажи, важно настроить модель оптового выкупа. Эта модель должна быть выгодной для всех игроков, но сейчас ее нет. Ретейлер не может надолго заморозить деньги, поэтому ему нужен банковский инструмент», – пояснил он. Тимуршин добавил, что решением могло быть стать льготное кредитование самих fashion-ретейлеров, например, в рамках уже существующего проекта «Петербургский дизайн».

Кретова полагает, что закономерным развитием местных дизайнеров мог бы стать выход на рынок других регионов, поскольку петербургский рынок ограничен. Однако эта возможность будет зависеть от того, насколько такую поддержку производителям сможет оказать проект «Петербургский дизайн», и будут ли такие меры предусмотрены в рамках третьего этапа.

Стоит отметить, что несмотря на все сложности, объемы одежды в Санкт-Петербурге за последний год существенно выросли. Так, согласно данным Петростата, оборот петербургских предприятий-производителей одежды за 12 месяцев 2023 г. составил 45,4 млрд руб., что на 30% больше, чем за аналогичный период 2022 г.