«Магнит» расширит проект по продаже фастфуда на регионы Северо-Запада
Стартовавший в 2023 г. пилотный проект распространят на 32 магазина в СЗФОРетейлер «Магнит» в 2024 г. планирует запустить продажу фастфуда в 32 магазинах торговой сети в СЗФО. Из них порядка 20 магазинов придется на Санкт-Петербург и Ленинградскую область, сообщили изданию «Ведомости Северо-Запад» в пресс-службе компании.
Напомним, что пилотный проект по продаже фастфуда (картофеля фри, наггетсов, стрипсов, куриных крыльев) в магазинах «у дома» ретейлер запустил в 2023 г. В прошлом году сервис был внедрен в более чем 30 магазинов. Из них четыре в Петербурге: на Бухарестской улице, проспектах Солидарности, Энгельса и Ветеранов. Остальные открытия пришлись на Москву. В регионах СЗФО, кроме Петербурга, продажа фастфуда в прошлом году не тестировалась. Как ранее сообщали в пресс-службе компании, появление нового формата на начальном этапе повысило рост продаж готовой еды в магазинах сети на 3-7%.
Продукция готовится под заказ покупателя. Ретейлер намерен продавать фастфуд внутри отделов с выпечкой, где реализуется хлебопекарная продукция местных производителей («ПетроХлеб», «Каравай», «Хлебный дом» и др.). В 2023 г. такими отделами были оснащены 200 торговых точек сети в СЗФО, из них 125 – в Петербурге и Ленобласти. В текущем году компания рассчитывает распространить продажу выпечки еще на 300 торговых точек в СЗФО.
Намерение дополнить ассортимент выпечки фастфудом в пресс-службе ретейлера объяснили растущим покупательским спросом на готовую еду. «О результатах пока говорить рано, так как в настоящий момент проект идет в пилотном режиме, мы подбираем локации и анализируем ассортимент», – уточнили в компании.
Опрошенные изданием эксперты и участники рынка отмечают, что проект по запуску фастфуда укладывается в тенденцию на развитие форматов быстрого питания и коррелирует с запросами потребителей. Но реализация такой бизнес-модели в ретейле все же сопряжена с рисками, связанными с поддержанием стабильного качества, как с точки зрения вкуса, так и обслуживания покупателей.
«Модель продажи фастфуда в сетевых розничных магазинах выглядит перспективной. Сегмент общественного питания растет темпами, значительно опережающими оборот продовольственной розничной торговли. X5 Group, например, в последнее время активно развивает кафе формата open kitchen (открытая кухня) в своих супермаркетах «Перекресток»», – говорит руководитель проектов практики «АПК и потребительский сектор» компании Strategy Partners Александр Хвостов. Напомним, что, по данным Петростата, за полный 2023 г. оборот розничной торговли продуктами питания в Петербурге вырос на 8% до 838,3 млрд руб. Тем временем оборот общественного питания вырос больше – на 19%, составив 198,6 млрд руб.
С другой стороны, владелец торговой сети «Реалъ» Александр Мышинский отмечает, что эффективность представленной модели зависит от того, долю каких игроков рассчитывает занять ретейлер. Он пояснил, что если речь идет о конкуренции с заведениями общепита, которые специализируются на фастфуде, то в таком случае торговая сеть будет вынуждена обеспечить соответствующее качество продукции.
Генеральный директор «Infoline» Иван Федяков пояснил, что в подобных проектах в рамках торговых сетей проблема обеспечения качества связана с неравномерностью трафика. «Если рассматривать, например, продажу хот-догов на автомобильных заправках, то многие из них имеют постоянный трафик. За счет высокой оборачиваемости проекта это возможность обеспечить свежую булку, которая не успевает зачерстветь, и постоянный подогрев сосисок. В розничных магазинах такого регулярного трафика нет, поскольку в дневное время обычно идет спад, и пик приходится на утреннее и вечернее время», – прокомментировал он. В то же время в пресс-службе торговой сети «Азбука вкуса» отметили, что по опыту ретейлера при развитии онлайн-дистрибуции через агрегаторов продажа горячего фастфуда может привлечь дополнительный трафик в сеть, если онлайн-покупатель останется доволен качеством полученного продукта.
По мнению независимого консультанта по продвижению продукции в торговые сети Михаила Лачугина, потенциальная сложность в предоставлении стабильного качества и ассортимента может быть связана в том числе и с кадрами. «Покупателей интересует не только вкус, но и стандарты обслуживания. На одной небольшой торговой площади осуществлять две столь разные концепции непросто. Нужны отдельные специалисты, которые будут заниматься только фастфудом, а не рядовые сотрудники, разрывающиеся между кассой, классической пекарней и фастфудом», – считает он.
Однако Хвостов полагает, что несмотря на все сложности, запуск продаж фастфуда в торговой сети позволит дифференцироваться по отношению к ключевым конкурентам. Основным фактором успеха при этом станет корректный выбор локаций и ассортимента, соответствующий достаточному трафику, платежеспособному спросу и потребительским предпочтениям, резюмировал он.