В Петербурге и Ленобласти вырос легальный рынок такси

Региональные законы поспособствовали выводу перевозчиков из тени, считают власти
На данный момент в Петербурге оформлено разрешений на 46 800 автомобилей такси /Freepik

Количество официально зарегистрированных перевозчиков легкового такси в Санкт-Петербурге увеличилось на 5.5% и достигло 1686 за полгода после вступления в силу нового закона о такси 1 сентября 2023 г. Об этом «Ведомости Северо-Запад» рассказали в пресс-службе городского комитета по транспорту.

В Ленинградской области за этот же период число легальных перевозчиков выросло до 380, такие данные озвучили в региональном комитете по транспорту. В начале октября прошлого года их было более 300.

Напомним, летом прошлого года в Законодательных собраниях двух субъектов депутаты принимали законы, регулирующие деятельность такси. Документы приводят городское и областное законодательство в соответствии с федеральным законом № 580 «Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации», который вступил в силу 1 сентября 2023 г.

Согласно новым изменениям водители такси должны заключать трудовые договоры с перевозчиками либо оформлять статус ИП, самозанятого для работы в такси. Также их обязали оформлять специальный договор ОСАГО, проходить медобследование. Для автомобилей установили экологический класс на уровне Евро-3 с 1 сентября 2023 г., не ниже Евро-4 – с 1 сентября 2024 г. и Евро-5 – с 1 сентября 2026 г.

Оба субъекта дополнительно установили требование к автомобилям по цветовой гамме – они должны быть белого цвета с желтой светоотражающей полосой. Водители, которые получили в прошлом году новые разрешения, получили право отсрочить приведение автомобилей в соответствии с цветовой гаммой до сентября 2028 г.

Власти Санкт-Петербурга считают, что действие нового закона позволяет выводить такси из «серой» зоны. Так, по данным городского комтранса, на данный момент оформлено разрешений на 46 800 автомобилей, до вступления в силу изменений выданных разрешений для легковых такси составляло порядка 24 000. В реестре Ленинградской области находится около 3500 транспортных средств.

Генеральный директор таксопарка «Парк № 47» Борис Орельский подтвердил, что на рынке такси в Петербурге и Ленобласти идет постепенная легализация водителей. «Уже видим, что 40-45% водителей вышли в легальное поле и стали самозанятыми. В остальном люди не хотят выходить по разным причинам», — прокомментировал он.

Одним из факторов выхода такси из «серой» зоны стали проводимые комтрансом рейды, считает представитель Общественного совета по развитию такси по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Андрей Белов. По его словам, возможность изъятия машины на штрафстоянку является наиболее критичным наказанием для водителей.

«Во время рейда и выявления нарушения закона о такси могут изъять автомобиль на штрафстоянку. Там она стоит 2-3 месяца. Нужно понимать, что большинство этих автомобилей лизинговые, соответственно машина становится убыточной», — рассказал эксперт.

В Петербурге и Ленобласти контролировать соблюдение законодательства с 1 сентября прошлого года стали комитеты по транспорту: они проводят регулярные рейды. За 6 месяцев в Северной столице было вынесено 141 постановление о назначении штрафов на общую сумму 423 000 руб., в Ленобласти возбуждено более 90 административных дел, еще более 35 юрлиц и более 50 ИП получили предупреждения, при повторном нарушении будут применяться штрафы.

По мнению Орельского, на данный момент изменение в законодательстве о такси стало дополнительным фактором, который повлиял на рост цен для пассажиров. «Закон ужесточил требования к автомобилю, они должны соответствовать экологическому классу и иметь белый цвет, на оклейку в нужный цвет уходит порядка 35 000 руб. Плюс выросла стоимость автомобилей и топлива. В результате с 1 сентября [прошлого года] цены для пассажиров выросли минимум на 20%, этот тренд не останавливается», — рассказал он.

Напомним, один из крупнейших участников рынка «Яндекс Go» 1 декабря 2023 г. сообщал, что в Санкт-Петербурге и Ленинградской области с декабря 2022 г. по ноябрь 2023 г. выросла на 21% по сравнению с аналогичным периодом годом ранее. Тогда в компании объяснили повышение тарифов дефицитом водителей, снижением числа мигрантов и растущими издержками на содержание автомобилей.

К новому закону о такси оказались готовы не все таксомоторные компании в Петербурге, отмечает Белов. «С сентября по декабрь прошлого года примерно в месяц закрывалось по 2-3 таксомоторных компании из-за более жестких требований к такси», — прокомментировал Белов.

Несмотря на постепенный выход такси из «серой» зоны, может произойти обратный эффект в случае принятия федерального законопроекта о введении обязательных требований по локализации легковых автомобилей такси, сообщают «Ведомости» со ссылкой на обращение независимого профсоюза «Новый труд».

Согласно законопроекту к машинам такси будет применяться балльная система локализации. Каждый регион сможет установить свои значения, но они должны быть не ниже федеральных показателей. Авторы инициативы считают, что это поддержит отечественных автопроизводителей.

Напомним, данный законопроект уже больше года обсуждается регуляторами и отраслью. На данный момент он прошел первое чтение в Государственной думе, в марте будут рассмотрены поправки ко второму чтению.

Орельский рассказал, что в нынешнем варианте законопроект приведет к массовому оттоку водителей, так как предлагаемые отечественные автомобили не подходят для таксопарков. «Если законопроект примут, то для нас это катастрофа. «АвтоВАЗ» не производит подходящие для такси автомобили, а локализованные китайские автомобили дорогие, что невыгодно, особенно в регионах», — резюмировал он.