Петербургский тракторный завод импортозаместит производство комплектующих за 15 млрд руб.
Запустить новый цех по выпуску мостов, коробок передач и редукторов планируется осенью этого годаПетербургский тракторный завод (ПТЗ, входит в ГК «Кировский завод») инвестирует 15 млрд руб. в запуск нового производства мостов, коробок передач и редукторов. Новый цех начнут поэтапно запускать с осени 2024 г., а на серийное производство он выйдет к концу текущего года. Об этом в интервью изданию «Ведомости Северо-Запад» рассказал генеральный директор компании Сергей Серебряков.
Сейчас мосты и ряд других комплектующих для тракторов и спецтехники, выпускаемой на заводе, импортируются из Беларуси и Китая. Как пояснил гендиректор, после запуска собственного производства завод откажется от китайского импорта мостов. Напомним, что ежегодно ПТЗ выпускает 3500-3700 единиц тракторов и спецтехники. Однако какую долю техники смогут обеспечить собственными мостами, коробками передач и редукторами, Серебряков не раскрывает. Он отметил только, что часть белорусского импорта будет сохранена. От китайского же планируется полностью отказаться.
Общий объем инвестиций в проект составит около 15 млрд руб. Часть средств будет выделена за счет инструментов господдержки. «Мы активно сотрудничаем с федеральным Фондом развития промышленности – он партнер проекта, у нас тесное взаимодействие и с петербургским ФРП. Из фонда нам выделили 5 млрд руб. Остальной объем средств привлекли в качестве софинансирования со «Сбербанком» и вложили собственные средства», — рассказал Серебряков об источниках финансирования.
Стоит отметить, что в процессе реализации проект подорожал. В январе 2024 г. председатель комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт-Петербурга Кирилл Соловейчик в интервью ТАСС озвучивал необходимый объем инвестиций в размере 10 млрд руб. Как пояснил Серебряков, стоимость выросла в 1,5 раза по целому ряду внешних факторов: на это повлияли санкции и курс валют. «На новом производстве будет задействовано порядка 1000 единиц оборудования – это достаточно крупный проект», — подчеркнул гендиректор.
Опрошенные «Ведомостями» эксперты отмечают, что собственное производство комплектующих для трансмиссий является важной составляющей при локализации производства ПТЗ, которое должно повысить технологическую безопасность. Генеральный директор агентства «Infoline-аналитика» Михаил Бурмистров считает, что запуск производства этих элементов позволит завершить основной цикл локализации на ПТЗ, который начался еще в 2018 г. «Фактически это ключевой элемент, который позволяет завершить основной цикл локализации техники и существенно повысить ее конкурентоспособность. В России производство тракторных трансмиссий локализовал пока только "Ростсельмаш"», — прокомментировал эксперт.
Напомним, ростовский производитель тракторов в феврале этого года запустил завод автоматических и механических трансмиссий, мостов и редукторов для тракторов, комбайнов и дорожно-строительной техники. По данным ТАСС, объем инвестиций в первый этап проекта составил 4,7 млрд руб., общая сумма инвестиций достигает 10 млрд руб.
Директор практики «Машиностроение и технологии» Strategy Partners Роман Тиняев отмечает, что сейчас ПТЗ самостоятельно осуществляет сборку на производственной площадке основных узлов, включая автоматизированную КПП. Но в условиях санкций основными поставщиками таких компонентов для тракторов выступают компании из стран Азии. «Поэтому повышение степени локализации производства поспособствует достижению технологического суверенитета, сформирует внутри страны важные производственные компетенции (например, механическая обработка металла), новые рабочие места, дополнительный спрос на отечественные материалы и комплектующие», — говорит эксперт.
Кроме того, организация производства мостов увеличит добавленную стоимость, формируемую предприятием, снизит риски и даст ПТЗ возможность управлять качеством и себестоимостью узла, что будет способствовать улучшению пользовательских характеристик техники, подчеркивает Тиняев.