«Магнит» открыл первый дискаунтер В1 в Ленобласти
К концу 2024 г. сеть планирует запустить еще 50 дискаунтеров в Петербурге и областиСеть «жестких» дискаунтеров В1 («Первый выбор»), которая входит в группу компаний «Магнит», открыла первый магазин в Ленинградской области. К концу 2024 г. сеть планирует открыть еще 50 магазинов в Санкт-Петербурге и Ленобласти. Как уточнили изданию «Ведомости Северо-Запад» в пресс-службе ретейлера «Магнит», в качестве локаций для следующих открытий рассматриваются Кудрово и Шушары.
Для управления магазинами в Петербурге и Ленобласти сеть В1 создала региональный хаб, в функции которого входит обеспечение операционных процессов, поиск локаций и открытие новых точек. При этом вопросы стратегии, маркетинга, коммерческие и финансовые функции останутся в ведении центрального офиса.
Формат «жесткого» дискаунтера под брендом В1 («Первый выбор») ретейлер запустил в Москве в феврале 2023 г., сейчас сеть объединяет 62 торговые точки. Низкие цены в магазинах обеспечиваются за счет оптимизации операционных процессов и логистики. Открытие магазина этого формата в Ленобласти стало первым за пределами Московского региона. Площадь торгового объекта в поселке имени Свердлова в Ленобласти составляет 313 кв. м. Ассортимент включает около 1000 товарных наименований, в том числе 60 позиций в сегменте овощей и фруктов, выпечку и сезонные непродовольственные товары.
Как рассказала изданию директор сети жестких дискаунтеров В1 Анжела Рябова, на данный момент в магазинах сети представлено от 20 до 30 позиций товаров под собственной торговой маркой (СТМ). Если учитывать, что ассортимент нового магазина в Ленобласти составляет порядка 1000 позиций, то доля СТМ в нем не превышает 5%.
«К 2026 г. доля частных марок в структуре ассортимента сети может достичь 50%, но в целом мы не гонимся за этой цифрой, поскольку покупатель в России еще очень брендозависим, и нам нужно оставаться гибкими», – прокомментировала она.
Опрошенные изданием эксперты объясняют выбор Ленобласти в качестве начала экспансии сети в агломерацию Петербурга поиском густонаселенных локаций, и полагают, что последующие открытия, вероятно, затронут спальные районы Петербурга, а также территории на границе города и области.
При этом планы сети по открытию магазинов в Петербурге и Ленобласти укладываются в общую тенденцию по развитию ретейлерами формата продовольственных дискаунтеров. Напомним, что в 2022 г. число продовольственных дискаунтеров в Петербурге выросло на 25% – с 300 до 375 магазинов. По данным Смольного, число дискаунтеров «Семишагофф» выросло с 70 до 83, «Светофор» – с 39 до 59, «Моя цена» (которые также входят в группу «Магнит») – с 45 до 60. В 2023 г. группа компаний «Реалъ» запустила в Петербурге первые два магазина низких цен «Ценберри» и анонсировала запуск еще порядка 30 магазинов в 2024 г., сообщало издание РБК. Кроме того, сеть «Чижик» (входит в X5 Group) также анонсировала планы по открытию первых в Петербурге дискаунтеров в 2024 г.
«Дискаунтеры востребованы, в этот сегмент сейчас идут многие игроки. Несмотря на декларируемое увеличение заработной платы, в регионе проживает значительное число пенсионеров. Эта категория граждан чувствительна к ценам, поскольку индексация пенсий не успевает за реальными темпами инфляции», – говорит генеральный директор Infoline Иван Федяков. По данным городского комитета по социальной политике, в Петербурге в 2023 г. доля пенсионеров от общего населения составила 26% (1,5 млн человек).
По мнению доцента кафедры менеджмента РАНХиГС Санкт-Петербург Линды Рыжих, пока рынок региона не перенасыщен дискаунтерами, но конкуренция со временем будет расти. Поэтому в перспективе у ключевых игроков возникнет необходимость трансформировать ассортиментную матрицу, чтобы предлагать не только ключевые товары первой необходимости, но и позиции, отличающиеся от тех, которые есть у конкурентов.
Федяков добавляет, что экономическая эффективность модели будет зависеть от количества самих магазинов. Он пояснил, что для реализации планов сети нужна инфраструктура, включая складские мощности, с этой точки зрения для оптимизации расходов в перспективе сети выгоднее открывать большее количество магазинов в регионе, которые будут исчисляться не десятками, а сотнями. Кроме того, от объемов зависит возможность влиять на поставщиков товаров для получения более выгодных условий закупок, что принципиально важно для дискаунтеров, резюмировал он.