«Магнит» до конца года планирует удвоить беспилотные перевозки по трассе М-11 «Нева»

Всего с начала эксперимента в 2023 г. было перевезено более 129 млн куб. м грузов
До конца года общее количество беспилотных грузовиков планируется нарастить до 43 /«КамАЗ»

ГК «Магнит» планирует до конца года удвоить перевозки грузов при помощи беспилотных грузовиков на трассе М-11 «Нева». Всего с начала эксперимента (с 14 июня 2023 г.) компания перевезла таким образом около 12 000 т своей продукции. Как рассказал директор по внешним коммуникациям «Магнита» Антон Карпов, в компании положительно оценивают ход эксперимента, поэтому планируют дальше увеличивать объем беспилотных перевозок.

«За весь период с начала эксперимента с помощью беспилотных грузовиков на трассе М-11 «Магнит» перевез около 12 000 т. До конца текущего года мы планируем увеличить примерно в 2 раза объем беспилотных перевозок. Мы положительно оцениваем результаты эксперимента», — рассказал он.

Напомним, тестовые поездки беспилотных грузовиков по трассе М-11 были согласованы Правительством России в рамках принятого экспериментально-правового режима. В рамках ПМЭФ-2023 14 июня 2023 г. состоялся первый запуск беспилотных грузовиков «КамАЗ». Операторами тягачей на данный момент выступают Natcar и «Сберавтотех». Грузоотправителями – «Магнит», Wildberries, X5 Retail Group, «Глобал трак» и ряд других компаний.

Еще один участник проекта – компания Wildberries – также рассказал, что планирует наращивать перевозки с помощью беспилотных грузовиков. В пресс-службе маркетплейса не раскрыли точные объемы перевезенных товаров, уточнив только, что с начала эксперимента было осуществлено более 400 рейсов с грузами компании.

«В начале проекта в 2023 г. компания выполняла 1 рейс в день, теперь мы нарастили количество беспилотных грузовиков, и число выполняемых рейсов увеличилось до 3 в день. Мы положительно оцениваем результаты эксперимента и планируем наращивать объемы доставки товаров с помощью беспилотников по трассе М-11», — рассказали в пресс-службе.

Заместитель генерального директора по развитию и корпоративным вопросам компании Natcar (АО «Национальный перевозчик», один из операторов проекта) Мария Степанова сообщила, что с 14 июня 2023 г. по 1 августа 2024 г. по трассе «Нева» беспилотным транспортом было перевезено более 129 млн куб. м грузов.

«Основными грузоотправителями при беспилотных грузоперевозках являются маркетплейсы. В будущем к коммерческим перевозкам беспилотного транспорта могут присоединиться и другие компании, заинтересованные в передовых технологиях логистики и автоматизации транспортных услуг», — прокомментировала Степанова.

ТАСС со ссылкой на замминистра транспорта РФ Дмитрия Баканова сообщал в мае 2024 г., что на трассе осуществляли перевозки 6 машин от «КамАЗ» и 8 от «Сберавтотеха». До конца года их общее количество планируется нарастить до 43.

Напомним, общая протяженность трассы М-11 «Нева» составляет 684 км. В этом году завершилось строительство последнего участка – обхода вокруг Твери. Президент РФ Владимир Путин 16 июля запустил новый участок дороги. Это позволило беспилотным грузовикам беспрерывно осуществлять поездку.

Ранее директор по транспортной логистике «Первой экспедиционной компании» Игорь Алексашов говорил, что запуск беспилотных грузовиков позволяет сократить время доставки грузов между Москвой и Санкт-Петербургом с 20 до 10 часов за счет отказа от перерывов для водителей каждые 4,5 часа. По словам Карпова, открытие обхода около Твери повысит скорость движения беспилотных грузовиков, что в конечном итоге сократит время доставки грузов еще примерно на час.

Участники проекта пока не спешат раскрывать полученный экономический эффект от беспилотной модели перевозки грузов. Как поясняют опрошенные «Ведомостями» эксперты, на данном этапе компании, участвующие в эксперименте, готовы не считаться с экономической эффективностью для решения задач в рамках ЭПР.

«На начальном этапе сложно оценить экономическую эффективность, она прояснится позже, возможно, после расширения эксперимента на другие трассы», — поясняет генеральный директор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров.

По его словам, ключевая задача в рамках беспилотных перевозок – попытка найти решение проблемы дефицита кадров, в частности, водителей. С ним согласен и транспортный аналитик Владислав Булгаков.

«Развитие беспилотников – попытка решить вопрос дефицитов кадров. Как бы компании ни повышали зарплаты, мы достигли потолка количества людей. Но беспилотие будет развиваться не несколько лет, а десятилетие и больше. Поэтому в ближайшее время водители останутся нужны», — отмечает Булгаков. Он добавляет, что грузы доставляются беспилотным способом только по трассе М-11, а в пределах городов (Москвы и Петербурга – конечных точек маршрута) придется все равно использовать труд водителей.