«НПО «БИТ» до конца 2025 г. запустит в Карелии производство продукции из водорослей
Завод сможет выпускать 10 000 т различных видов специального питания и БАДов в годКомпания ООО НПО «Биомедицинские инновационные технологии» («НПО «БИТ») планирует к концу 2025 г. запустить в Карелии завод по производству продукции из водорослей мощностью 10 000 т готовой продукции в год. Речь идет о производстве различных видов диетического и детского питания, а также БАДов на основе водорослей, рассказал на экономическом форуме «Карелия 20/24» учредитель компании Анатолий Хитров.
Сейчас производственная площадка компании находится в Тверской области. Предприятие выпускает около 2500 т продукции в год, большая часть из нее поставляется на экспорт в 52 страны. Но сырье (водоросли) добываются в Карелии. Ежегодно «НПО «БИТ» добывает в Белом море около 800 т сырья, в добыче задействовано 12 судов.
«В 2022 г. наша компания, которая добывает в Карелии сырье, получила статус резидента арктической зоны. И, по сути, этот год ознаменовался началом работы с республикой. В диалоге было принято решение о том, что мы готовы релоцировать бизнес сюда. Мы заключили договор концессии, чтобы не только добывать сырье, но и выпускать конечную продукцию, увеличивать мощность нашего производства примерно в пять раз», – рассказал Хитров.
Строительство завода ведется в поселке Березовка в Кондопожском районе. Церемония закладки предприятия состоялась в августе этого года. По словам Хитрова, строительство завода оценивается более чем в 500 млн руб. Эти средства выделяет республика Карелия. Компания за счет бюджетных средств строит завод по собственному проекту и передает его на баланс республике. В последствии «НПО «БИТ» заключит с властями договор аренды на 49 лет и будет выпускать на нем свою продукцию.
На производственную площадку в Карелии «БИТ» переведет из Тверской области все мощности, связанные с переработкой водорослей (около 1500 т). На прежней площадке останется производство БАДов и витаминов. А общая мощность нового предприятия в республике составит 10 000 т продукции в год.
«Если все сложится, мы надеемся, что во II квартале 2025 г. мы завершим строительство и приступим к сертификации и аттестации завода, затем начнется сертификация продукции. Мы очень рассчитываем уже в 2025 г. начать выпуск первой продукции», – рассказал Хитров.
В перспективе компания рассчитывает наладить глубокую переработку и других биоресурсов, которые произрастают в Карелии. «Мы хотим сконцентрироваться полностью на карельском сырье. Не только водоросли, это и дикоросы, и ягоды, и другие растения, которые можно добывать, обрабатывать, делать готовую продукцию, чтобы участвовать каким-то образом в здоровье человека», – добавил Хитров.
Директор по развитию компании RNC Pharma Николай Беспалов отмечает, что у проекта есть большие перспективы. «Водоросли – один из самых ценных биоресурсов, из которых можно производить и большое количество продуктов питания, и БАДов, и других веществ для фармацевтики и пищевой отрасли. Глубокая переработка данного сырья – это огромный плюс, сейчас такое сырье используется в очень ограниченном объеме. Спрос на данную продукцию будет однозначно расти», – уверен он.
Ранее «Ведомости» писали, что интерес к БАДам в России стабильно растет. По данным международной исследовательской компании Euromonitor International, за последние два года рынок биодобавок в России увеличился на 13%. При этом растет популярность именно добавок на основе натуральных биологически активных веществ. Согласно данным DSM Group, в 2021 г. в РФ было продано БАДов на 92,9 млрд руб., в 2022 г. – на 112,8 млрд, а в 2023 г. – на 127,6 млрд руб. При этом доля российских препаратов ежегодно растет как в денежном объеме продаж, так и в упаковках. По итогам 2023 г. 82% проданных упаковок пришлось именно на российских производителей.
Сегодня в России биодобавки распространяются по трем каналам: это аптеки, онлайн-площадки и сетевой маркетинг. Как отмечает Беспалов, экономически карельский проект будет жизнеспособен, если производитель сумеет таргетировать продукцию: выпускать не только БАДы, но и иные продукты, например, для разных видов питания. «Если БАДы ориентированы в большей степени на аптечный сегмент, то диетическое питание – это уже другие рынки сбыта, более широкая аудитория», – поясняет он.
Между тем Беспалов видит и риски при реализации проекта. Он напомнил, что с 1 октября 2023 г. стартовала обязательная маркировка добавок. Сейчас обсуждаются новые ужесточения при продаже и производстве БАДов. В том числе на законодательном уровне могут начать определять критерии качества БАДов и сырья для их производства. «Все это может привести к росту себестоимости производства. Кроме того, компании придется существенно увеличить затраты на продвижение. Есть прямая корреляция между объемами продаж и вложениями в маркетинг», – отметил он.