Петербуржцы увеличили траты на биодобавки

Продажи БАДов в деньгах за семь месяцев этого года выросли на 8%, но в упаковках снизились на 3%
В общем объеме продаж основная доля (76,4%) пришлась на отечественные БАДы /ru.freepik.com

Продажи биологически активных добавок (БАД) в аптеках Санкт-Петербурга (включая офлайн и онлайн, без учета собственных торговых марок аптечных сетей и маркетплейсов) за семь месяцев этого года составили 3,19 млрд руб. Это на 8,4% больше, чем за аналогичный период прошлого года, сообщили в DSM Group в ответ на запрос издания «Ведомости Северо-Запад». В упаковках продажи за тот же период, напротив, снизились на 2,6% до 5,92 млн пачек.

Таким образом, траты петербуржцев на биодобавки выросли, но само потребление не только не увеличилось, но и несколько снизилось. Соответственно, рост продаж в денежном выражении произошел за счет увеличения средней стоимости приобретенной пачки.

Средняя стоимость упаковки БАДов в аптеках Петербурга за семь месяцев 2024 г. составила 539 руб. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года она выросла на 11,4%. При этом цена проданной пачки отечественных биодобавок увеличилась больше, чем импортных. Так, стоимость упаковки российских БАДов выросла на 15,3% до 369 руб., в то время как импортных – на 9,3% до 1088 руб.

В общем объеме продаж в пачках за семь месяцев этого года основная доля (76,4%) пришлась на отечественные БАДы. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года она почти не изменилась (прирост составил 0,6 п. п.). В финансовом выражении доля российских биодобавок составила 52,3%, по отношению к семи месяцам прошлого года она подросла на 2,1 п. п.

Увеличение цен на биодобавки, преимущественно на отечественные, связано, с одной стороны, с ростом издержек при производстве, с другой, с изменением потребительского поведения и выводом на рынок более дорогих БАДов, отмечают эксперты.

«Российские производители выводят на рынок новые современные БАДЫ с более высокой ценой, вкладывая ресурсы в развитие производства. Эпоха дешевых биодобавок отечественного производства прошла. Средняя цена проданной упаковки импортных БАДов выросла меньше, поскольку она уже значительно выше (почти в три раза больше отечественных. – «Ведомости»)», – прокомментировал генеральный директор DSM Group Сергей Шуляк.

В компании «Эвалар», на продукты которой пришлась наибольшая доля (17,1%) от общего объема продаж БАДов за семь месяцев, обратили внимание на прирост продаж биодобавок высокой ценовой категории (от 1000 руб.). Также в компании подтвердили, что в 2024 г. расширяли линейку биодобавок (на рынок вышли 30 новых продуктов).

Эксперты и участники рынка также отмечают, что на рост стоимости проданной пачки значительно повлияла инфляция. «Цены на БАДы не регулируются государством. Аптеки воспринимают этот ассортимент как возможность формирования рентабельности. Кроме того, сырье для отечественных биодобавок в основном поставляют из Китая, Индии и до сих пор частично из Европы. Это сказывается на цене в силу усложнения и удорожания логистики, а также изменения условий доставки (осуществляется предоплата или страховка поставок), чтобы снизить риски», – пояснил директор по развитию компании RNC Pharma Николай Беспалов.

Директор по продажам и маркетингу розничного бизнеса компании «Р-Фарм» Игорь Борисенко отметил, что в этом году компании действительно серьезно пересматривали цены на продукцию. На увеличение стоимости проданной пачки, в свою очередь, повлияла совокупность факторов: и реальное увеличение цен на БАДы, и выбор потребителей в пользу более дорогой современной продукции.

Если рассматривать изменение цен в разрезе конкретных категорий, то большинство из них находились в рамках обозначенной тенденции. Стоимость проданной упаковки БАДов для пищеварительной системы увеличилась на 14,6% до 565 руб., для сердечно-сосудистой системы – на 10,4% до 820 руб., для костной системы – на 17,8% до 875 руб. Однако биодобавки для центральной нервной системы показали резко отличающуюся динамику. Стоимость проданной пачки в этой категории взлетела на 59,4%, в то время как потребление в натуральном выражении упало на 26,2% до 575 657 упаковок.

Борисенко полагает, что снижение потребления в этой категории как раз является следствием резкого роста цен на продукцию. Шуляк отмечает, что на ситуации в большей степени сказались вывод из оборота ряда дешевых БАДов (различные успокаивающие чаи, растительные добавки) и их замена на современные дорогие биодобавки, а также изменение потребительского поведения.

Психиатр, психотерапевт Иван Нечипорук считает, что граждане стали чаще делать выбор в пользу доказательных методик лечения и терапии (то есть лекарственных препаратов) при возникновении нервных расстройств. «Если пациент обращается к врачу при наличии нервных расстройств, ему назначают лекарственные препараты, а не БАДы», – добавил он.

Эксперты также обращают внимание на то, что в перспективе контроль за продажей БАДов может ужесточиться. В мае прошлого года правительство РФ внесло в Госдуму законопроект, который регулирует рынок биологически активных добавок. Согласно законопроекту, чтобы БАДы попали в перечень допустимых к продаже, они должны доказать свою эффективность.