Смольный планирует потратить 39 млн руб. на поддержку общепита по модели франчайзинга
Власти софинансируют открытие новых точек в локациях, которые недостаточно обеспечены кафе и ресторанамиВласти Санкт-Петербурга в 2024-2025 гг. планируют потратить 39 млн руб. на новую меру поддержки точек общепита в локациях города, которые недостаточно обеспечены кафе и ресторанами. Мера поддержки была запущена в августе этого года. На 2024 г. на реализацию проекта выделено более 14 млн руб. В 2025 г. на меру поддержки планируется потратить 25 млн руб. Об этом изданию «Ведомости Северо-Запад» рассказали в «Фонде развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге» (его курирует городской комитет по промышленной политике, инновациям и торговле).
Речь идет об открытии новых точек общепита по модели франчайзинга. О желании участвовать в проекте уже заявили 30 франчайзеров, уточнили в фонде. Для открытия точек общественного питания наиболее привлекательными для получателей услуг стали франшизы сети ресторанов быстрого питания «Vлаваше» и «ШаурPoint», кофейни «Baggins Coffee», ресторанов суши «Суши-Маркет» и чебуречной «ЧебурекМи».
В рамках проекта «Развитие точек общественного питания как гастрономического элемента креативных индустрий» городские власти софинасируют часть суммы паушального взноса франчайзи при открытии точки общепита после заключения договора коммерческой концессии между франчайзером и франчайзи. Паушальный взнос – это сумма, которую платит покупатель франшизы ее владельцу за право работать под товарным знаком. Размер софинансирования может составлять до 700 000 руб., но не более 90% от стоимости паушального взноса.
Для того чтобы открыть новую точку общепита при помощи этой меры поддержки, предприниматель (франчайзи) должен выбрать локацию из специального перечня территорий с недостаточным уровнем обеспеченности услугами объектов потребительского рынка. Этот перечень на настоящий момент включает порядка 60 конкретных локаций и охватывает большинство районов города, за исключением Центрального. Например, в перечне есть территория, ограниченная улицей Матроса Железняка и Ланским шоссе в Приморском районе, территория микрорайона Старая Ржевка в Красногвардейском районе, территория между Большим Смоленским проспектом и улицей Седова в Невском районе и т. д.
Чтобы получить софинансирование, франчайзи должен являться субъектом МСП и заключить договор коммерческой концессии с франчайзером, который готов участвовать в проекте. Опрошенные изданием эксперты и представители сетей общественного питания отмечают, что в целом мера поддержки может быть полезна как для развития малого бизнеса, так и для территорий, которые недостаточно насыщены такими объектами. Однако на практике реализация будет зависеть от финансовой модели конкретных проектов и трафика в локациях, которые обозначены в перечне.
«Мы изучали эту программу и считаем такую меру поддержки релевантной. Пока заявки от франчайзи по ней не поступали. Локации сложные, все будет зависеть от жилых массивов, которые строятся в этих районах. Где-то уже построены новые жилые комплексы, и там есть подходящая для нас аудитория, где-то мы уже открыты, например на намывных территориях», – прокомментировала изданию исполнительный директор и управляющий партнер сети «Vлаваше» Дарья Януш.
Генеральный директор группы компаний «Корнеев Групп» (сеть «Коржов») Иван Корнеев также отметил, что знаком с программой. «Но основная трудность состоит в том, что у города есть аккредитованные места, где в рамках этой программы должна располагаться точка общепита. Многие из них малопривлекательны для бизнеса», – отметил он, добавив, что сеть не планирует участвовать в программе.
Директор по франчайзингу сети «Британские пекарни» Олег Головченко в беседе с изданием также отметил, что в компании не рассматривают соответствующие локации для открытия точек сети. «Наша бизнес-модель подразумевает работу в коммерчески активных локациях с высоким клиентским трафиком. Но в целом мера может быть полезна для развития данных территорий», – добавил он.
Директор департамента торговой недвижимости NF Group Анна Лапченко отмечает, что несмотря на сложности в этих локациях, в условиях софинансирования такие территории могут стать интересными для франшиз, ориентированных на низкий ценовой сегмент. Например, стритфуд или кофейни формата «с собой», где основная прибыль генерируется за счет быстрой оборачиваемости товаров и минимальных вложений в инфраструктуру. «Районы с хорошей транспортной доступностью, но без развитых точек питания могут стать перспективными», – добавила она.
Что касается самого размера софинансирования, то он является существенным для точек общепита малого формата (шаверма, мини-кофейня и пр.), однако незначителен для более крупных форматов, с учетом будущей арендной платы и затрат на отделку и меблировку, говорит руководитель филиала IBC Real Estate в Санкт-Петербурге Сергей Владимиров.
«Взрывного ажиотажа эта мера, безусловно не вызовет, но может оказать положительный эффект для развития в первую очередь микропредприятий любого формата общепита (до 20 кв. м)», – пояснил он. Генеральный директор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров также отметил, что мера поддержки поможет открытию малогабаритных объектов, инвестиции в запуск которых составляют порядка 2-3 млн руб. «Например, для открытия чебуречной инвестиции могут составлять и от 1 млн руб. При таких условиях объем софинансирования будет весьма заметным», – резюмировал он.