Петербургские автодилеры предложили изменить закон о защите прав потребителей

По их мнению, он не отражает современных реалий на рынке автопрома
С 2022 г. техническое обслуживание автомобилей сопряжено с большим количеством проблем, которые автодилеры не могут преодолеть /Freepik

Ассоциация «Российские автодилеры» (РоАД) выступила с предложением внесения изменений в закон «О защите прав потребителей» (ЗОЗПП). Кроме того, автодилеры просят сформировать новую нормативно-правовую базу в части регулирования деятельности перекупщиков и взаимодействия дилеров с китайскими производителями. Об этом на заседании экспертной группы профильной комиссии по инвестициям Законодательного собрания Санкт-Петербурга 24 октября рассказал вице-президент РоАД Евгений Колченко. По его словам, городской парламент способен инициировать такие изменения на федеральном уровне.

Ремонт не в срок

В первую очередь РоАД просит изменить требования ЗОЗПП, которые сложно выполнить в текущих реалиях. Так, закон сегодня позволяет требовать от дилерского центра проведение ремонта неисправного автомобиля в течение 45 дней, а в случае нарушения установленного срока владелец машины может потребовать неустойку в размере 1% от ее цены за каждый день просрочки.

Как пояснил Колченко, до 2022 г. производители при маршруте доставки в 1500 км (из Европы) поставляли автодилерам запчасти в течение 15 дней. На данный момент же из Китая доставка одного контейнера занимает 2-3 месяца. В результате из-за срыва сроков ремонта при стоимости автомобиля 5-6 млн руб. неустойка может составлять от 50 000 руб. в день.

«Мы не можем держать склад уникальных запчастей, поэтому необходимо вносить изменения в законодательство: либо привязывать к логистической цепочке, либо увеличивать срок», — считает вице-президент РоАД.

По его словам, сложившейся ситуацией пользуются «потребительские экстремисты». Например, покупатель может вернуть автомобиль в рамках гарантийного обслуживания даже из-за незначительных неисправностей. Как сообщала «Российская газета», Верховный суд РФ в 2023 г. встал на сторону покупателя автомобиля Lada Vesta SW Cross, который через суд потребовал от дилера заменить машину на другую из-за нескольких случаев порванной обшивки на сидении.

Новая нормативно-правовая база

Еще одно предложение касается необходимости формирования нормативно-правовой базы, которая позволит регулировать отношения дилеров, дистрибьютеров и иностранных производителей, чтобы разграничить зоны ответственности. По мнению Колченко, это позволит минимизировать риски в случае ухода с отечественного рынка китайских производителей.

Сейчас законодательство не регулирует деятельность «серых» дилеров, т.е. физических лиц, которые занимаются перепродажей б/у автомобилей. «Необходимо выводить их из серой зоны, чтобы такой бизнес осуществлялся в рамках закона, включая обеспечение сервисного обслуживания», — добавил Колченко.

Стоит отметить, что представители РоАД с 2022 г. активно предлагают на разных уровнях власти свое видение поправок в законодательство. Так, в 2023 г. в Совете Федерации вице-президент ассоциации Алексей Подщеколдин уже предлагал изменить регулирование ЗОЗПП.

«Идет диалог, но существенно мы не продвинулись. Эти вопросы охватывают многие сферы, это емко. Нужно проделать большую работу, к тому же у всех есть свое видение, поэтому это длительный процесс. Пока мы видим, что обратная связь положительная. Все понимают, что требуется дополнительное регулирование. Вопрос, как это будет реализовано», — рассказал Колченко.

Поддержка для электрокаров

В прямой поддержке властей остро нуждается рынок электромобилей, отмечает генеральный директор ООО «Ситроникс Электро» Андрей Гурленов. Он уточнил, что в России, и, в частности в Петербурге, наблюдается снижение объемов продаж электромашин.

Напомним, что, по данным «Автостат инфо», продажи электрокаров в Петербурге и Ленобласти упали во II квартале на 30-40%, а в сентябре – на 50% к аналогичному периоду прошлого года. Ранее опрошенные «Ведомостями» эксперты объясняли, что такая динамика наметилась на фоне повышения утильсбора для электрокаров, которые ввозят параллельным импортом, и последовавшего затем роста цен.

Гурленов считает, что власти Санкт-Петербурга могут расширить льготы для пользователей электрокаров и ввести бесплатный проезд по ЗСД, ослабить ограничения на подключение электрозарядок в многоквартирных домах. По его словам, еще одной эффективной мерой может стать использование опыта Нижегородской области, в которой власти субсидируют лизинг электрокаров для такси, что стимулирует развитие экологического транспорта.

«Также можно ввести нормативы в части госзакупок для введения обязательной доли электромобилей, комплексные меры позволят стимулировать как производителей таких машин, так и тех, кто создает заправочную инфраструктуру», — прокомментировал собеседник издания.

Дилеры ждут перемен

Опрошенные «Ведомостями» автодилеры поддерживают инициативы и отмечают, что они могут положительно сказаться на общей ситуации на авторынке. Но они признают, что процесс законодательных изменений может растянуться на годы.

Генеральный директор ООО «Большегрузсервис СПб» Денис Чеботов рассказал, что на данный момент продолжается дискуссия, и позицию автодилеров пытаются донести на разных уровнях власти. «К мнению автодилеров прислушиваются, в прошлом году удалось добиться отмены двойного взимания НДС при перепродаже между дилерскими центрами подержанных автомобилей», — рассказал он.

Однако предлагаемые изменения влияют на устоявшийся закон «О защите прав потребителей», говорит генеральный директор ООО «Аларм-моторс Озерки» Леонид Миневич. «Нужно быть реалистами, сейчас законодатели вряд ли пойдут на изменения нормативно-правовых актов, которые ухудшают права потребителей. Покупатель ведь может подать иск как к производителю, так и к дилеру, поэтому нужно формировать судебную практику, где основной критерий добросовестность», — подчеркнул он.

Председатель профильной комиссии по инвестициям заксобрания Петербурга Дмитрий Панов рассказал, что законотворческая работа будет вестись по нескольким направлениям: внесение изменений в закон «О защите прав потребителей», выработка дополнительных мер поддержки автодилеров, а также улучшения условий ведения внешнеэкономической деятельности. «Если мы поймем, что проблематика значимая и имеет широкий охват, то мы постараемся включить всех заинтересованных представителей делового сообщества и профильных ведомств в работу подготовки необходимых законодательных инициатив», — рассказал парламентарий.