Спрос на аренду электросамокатов в Петербурге в 2024 г. вырос на 30-65%
Рост спроса замедлился на фоне введенных Смольным ограниченийКикшеринговые компании по итогам прошедшего сезона отметили рост спроса на аренду электросамокатов, несмотря на введенные Смольным ограничения. Как сообщили в пресс-службе «Яндекс Go», число поездок в Петербурге увеличилось по сравнению с прошлым годом на 65%. В «МТС Юрент» зафиксировали увеличение на 30%. В компании Whoosh еще не подвели предварительные итоги сезона.
С 2023 г. в городе официально работают только три компании: «Яндекс Go», «МТС Юрент» и Whoosh. Комитет по транспорту Санкт-Петербурга ежегодно заключает с ними соглашения об использовании средств индивидуальной мобильности (СИМ). Количество совершенных в этом году поездок операторы не раскрывают. В прошлом году, согласно данным комитета, число поездок на арендованных электросамокатах в Петербурге составило 25 млн. При этом в 2021-2023 гг. участники рынка отмечали кратный рост спроса на поездки. Таким образом, в этом году на фоне введенных Смольным ограничений прирост замедлился.
Ограничения замедлили спрос
Напомним, власти Санкт-Петербурга 1 августа ввели запрет на парковку электросамокатов и других средств индивидуальной мобильности в Центральном, Адмиралтейском, Петроградском и Василеостровском районах. Кроме того, запрет на движение электросамокатов вводили в городе в период массовых мероприятий (например, ПМЭФ-2024, Военно-морской салон и праздник «Алые паруса»), чтобы избежать «эмоциональных поездок».
С 1 мая в городе начали штрафовать за езду на электросамокате вдвоем. Также полиция весной провела сразу несколько крупных рейдов по эвакуации нескольких тысяч электросамокатов, которые были неправильно припаркованы. В начале октября депутаты заксобрания Петербурга предложили досрочно завершить сезон электросамокатов – к 19 октября, когда в городе пройдет общегородской субботник. 4 ноября кикшеринговые сервисы на фоне непогоды в городе приостановили сдачу в аренду электросамокатов и других СИМ, но окончательно сезон пока не завершен.
Как рассказали опрошенные «Ведомостями» участники рынка, снижение поездок в центральных районах города в этом году было компенсировано ростом в спальных. «Люди активно передвигаются на самокатах в спальных районах. Количество поездок в этих районах выросло, скорректировав снижение поездок в центральных районах города», — рассказал представитель «МТС Юрент».
В целом городской парк электросамокатов в этом году увеличился. На Whoosh приходится 20 000 СИМ, следом идет «Яндекс Go» с парком 15 000 СИМ. В пресс-службе «МТС Юрент» сообщили, что в начале сезона компания вывела на улицы Петербурга 15 000 электросамокатов, но после введения запрета на парковки в четырех районах города сократила их до 10 000. Но даже с учетом сокращений на конец сезона в городе насчитывалось 45 000 СИМ, в то в тремя как в прошлом году комитет по транспорту сообщал о парке в 37 000 СИМ.
При этом участники рынка подчеркивают, что электросамокат продолжает оставаться частью городского транспорта. «80% поездок в Петербурге прошли по транспортному (доехать до нужной точки), а не развлекательному (покататься) сценарию. Так, самокаты используют в качестве «транспорта последней мили», чтобы проехать короткий отрезок пути — средняя длительность поездок составила 10 минут», — рассказал представитель «Яндекс Go».
Ужесточение мер безопасности
Представители кикшеринговых операторов также подчеркнули, что в этом сезоне большинство поездок прошли без происшествий. «99,9% всех поездок на самокатах в Санкт-Петербурге совершается без нарушений правил, но даже менее 0,1% нарушителей могут причинить дискомфорт остальным горожанам», — прокомментировал представитель Whoosh.
Контроль за передвижением на электросамокатах в этом году реализуется как властями города, так и скаутами сервисов. Так, с 1 мая текущего года в городе патрулируют пешие инспекторы Городского центра управления парковками. Они фиксируют нарушения ПДД пользователями кикшеринга. Вместе с ними город патрулируют скауты-штраферы всех трех кикшеринговых операторов. Они следят за порядком на парковках и фиксируют нарушения. Также компании открыли школы вождения для жителей Петербурга.
Несмотря на это, власти Петербурга настаивают на недостатке регулирующих механизмов. В мае 2024 г. губернатор Александр Беглов говорил о подготовке проекта федеральной законодательной инициативы по регулированию кикшеринговых сервисов. Среди предложений озвучивался и запрет на передвижение электросамоктов на тротуарах, Кроме того, власти предлагали регистрировать компании в городе для уплаты налогов в местный бюджет и ввести оплату за парковку электросамокатов.
В свою очередь, сами участники рынка отмечают, что компании уже инвестируют в развитие инфраструктуры в городах присутствия. Так, «МТС Юрент» 1 руб. с каждой поездки направляет на развитие дорожной инфраструктуры. В «Яндекс Go» рассказали, что компания инвестировала с 2022 г. в развитие «безопасности отрасли» 380 млн руб. и направит еще 200 млн руб. в 2025 г. Whoosh также ранее сообщал о готовности выделять средства на безопасность, но детали в компании не раскрыли.
Потенциал для роста
Опрошенные «Ведомостями» эксперты подчеркивают, что электросамокаты и другие СИМ уже окончательно стали неотъемлемой частью транспорта, который необходимо интегрировать в дорожную сеть города, и прогнозируют дальнейший рост спроса, несмотря на ограничения. Транспортный аналитик Владислав Булгаков говорит, что в том числе это связано с ростом цен на личные автомобили, каршеринг и такси. В такой ситуации кикшеринг становится альтернативным и доступным способом передвигаться на небольшие расстояния по городу, отмечает он.
Транспортный инженер Иван Вергазов считает, что в случае отсутствия запрета на парковки самокатов в центре города спрос на кикшеринг в этом году мог бы вырасти в 2 раза. «Рост в следующем году будет еще на десятки процентов, а потом будет замедляться и выйдет на плато. Но если город создаст инфраструктуру, то кратный рост снова повторится», — уверен он.
Эксперт добавил, что ключевой проблемой кикшеринга остается нехватка выделенных полос для электросамокатов и велосипедов по всему Петербургу. «Такую проблему можно решить с помощью перераспределения дорожного пространства: забирать часть дороги у автомобилей и организовывать велодорожки. Но для этого нужна активная работа городских властей, пока такой системной работы не ведется», — резюмировал эксперт.