Алексей Самкович: «Петербург для финских компаний – почти домашний рынок»

Пандемия сказалась на гостиничном бизнесе, но не дала повода KONE уйти из России и Петербурга
Петербургский филиал открылся в 1996 г., до этого лифты в России поставлялись напрямую из Финляндии /KONE

Финская KONE – одна из крупнейших в мире корпораций по производству лифтов, включая эскалаторы и траволаторы. Ее петербургское представительство было открыто в 1995 г. KONE не планирует покидать петербургский рынок несмотря на то, что за последние 5 лет из региона ушли несколько компаний с финским участием. Директор по развитию бизнеса нового оборудования и модернизации KONE в России, руководивший филиалом компании в Петербурге с середины 90-х до начала нынешнего года, Алексей Самкович рассказал «Ведомостям», как отрасль переживает пандемию, какое направление деятельности приносит самую большую выручку и почему не все иностранные компании готовы поставлять лифты для российского метрополитена.

– За последние несколько лет из Петербурга ушли сразу несколько финских компаний. Например, Pitt product и BETAMIX. Как чувствует себя ваша компания? Не планируете покидать город и Россию?

– KONE чувствует себя хорошо и уверенно. У нас нет планов никуда уходить. Мы хотим, наоборот, развиваться. И в Санкт-Петербурге, и в других регионах нашей страны. За другие компании мне сложно отвечать. Наверное, у каждой была своя причина для ухода или сворачивания бизнеса здесь. Наверное, компании ищут стабильность и, может быть, они выбрали какое-то другое географическое направление, более интересное для работы, где условия для них выглядят лучше. В целом, финские компании говорят, что для них рынок Санкт-Петербурга – почти домашний. Мы близкие соседи. Я уверен, что это может быть временное явление, рано или поздно они вернутся обратно.

– В Петербурге и соседней Ленобласти растет ввод жилья. Вам это помогает увеличивать продажи? И как на них повлияла пандемия?

– Рынок, конечно неровный. И пандемия, и прочие внешние условия на него влияют, поэтому он немного колеблется: то вверх, то чуть вниз, но с общей тенденцией к росту. Мы это наблюдаем, по крайней мере, в тех сегментах, в которых мы работаем. Никакого упадка нет и не прогнозируется.

АО «Коне лифтс»

АО «Коне лифтс» Поставляет в Россию оборудование финского производителя KONE, также занимается его монтажом и обслуживанием. Имеет более 20 офисов и филиалов по стране. Финансовые показатели:  Выручка в 2020 г. — 6,7 млрд руб. Чистая прибыль в 2020 г. — 626 млн руб.

- А что происходит в других сферах, с которыми вы работаете?

- Было затишье в гостиничном бизнесе. Не то, чтобы он куда-то исчез, но немного притормозил свои планы. В прошлом году гостиницы и отели стояли полупустыми. Мы видим, что уже сейчас  рынок восстанавливается. Остальные сегменты в целом не просели, поэтому я не могу сказать, что эта история повлияла на наш бизнес драматически.

– Если рассматривать в долях каждое из направлений в обороте компании: сколько составляет жилье, сколько коммерческая недвижимость?

– Наш бизнес повторяет раскладку рынка. Жилье – большая часть. Коммерческий сегмент колеблется: когда-то больше гостиниц, когда-то – офисов. Но все-таки жилье преобладает. Здесь ничего удивительного нет, мы следуем за тенденциями строительного рынка. В обслуживании у нас абсолютно разные сегменты. Есть и муниципальное жилье, и гостиницы 5 звезд, и офисы. Мы готовы работать в техническом обслуживании в разных сегментах.

– С кем вам приходится конкурировать на российском рынке?

– Здесь существует мировая конкуренция: есть четыре крупных корпорации в мире – KONE, Otis, Shindler и Thyssen, они задают тон. Наша страна не исключение. С единственной поправкой, что в каком-то низком сегменте с точки зрения цены жилья по-прежнему преобладают российские производители, которые готовы предоставить для этих сегментов продукцию гораздо дешевле.

– Девелоперы говорят об удорожании строительных материалов только за последний года на 20-50%. Недавно были зафиксированы рекордные цены на сталь на рынке. Как изменились цены на лифты вашего производства?

– Наше производство находится за пределами России, но все тенденции, о которых вы говорите, носят мировой характер. Конечно, это не могло не оказать влияния на всю лифтовую индустрию, в том числе на KONE. Цены немного меняются, металл дорожает, дорожает труд. Я не могу назвать какой-то конкретный процент. Наше ценообразование достаточно сложное. Оно не зависит от какого-то одного элемента или материала. Все проекты уникальные. У нас даже нет прайс-листов, поэтому сказать конкретно сложно. Однако некоторые материалы на рынке подорожали в три раза, некоторые в два. Но вся лифтовая индустрия более консервативна и скачков в разы на готовую продукцию не бывает.

– В 2009 году вас называли крупнейшей фирмой в городе по обслуживанию лифтов после приобретения РСУ-6. Какую долю вы занимаете сейчас и сколько лифтов находится в вашем ведении?

– Я не уверен, что мы были когда-то именно самой крупной компанией. Мы занимаем, наверное, не самую большую долю, если считать целиком все лифтовое хозяйство города. Может быть, чуть более 10%. Опять же, мы хотим обслуживать те лифты, где востребованы наши решения. Сейчас мы делаем большой упор на инновационные технологии и надеемся на расширение именно в этом направлении.

– Как бы вы в целом оценили состояние лифтового хозяйства в Петербурге в сравнении с тем же Хельсинки? Какая разница в работе там и здесь?

– Состояние очень сильно отличается в разных сегментах. В офисном, гостиничном, других коммерческих и инфраструктурных (таких, как аэропорт, например) мало чем отличается от Хельсинки. В жилье, где по-прежнему значительная часть лифтов советские, все не так блестяще. Однако город все-таки работает в этом направлении. По данным жилищного комитета, 10-15% лифтов в жилом фонде следовало бы поменять. Цифры, естественно, не постоянные, они колеблются.

– Занимаетесь ли вы в Петербурге и в целом в России поставками лифтов и эскалаторов для метро?

– Нет. Метро мы не занимаемся именно в России. В других странах – да: наши эскалаторы и лифты установлены на многих станциях метро в Европе. Но в России, так получилось исторически, мы не работаем в этом сегменте.

Потенциально мы хотим работать везде, но в каждом случае оцениваются риски, возможности, перспективы, потому что мы все-таки говорим о бизнесе. Это же не олимпийские игры, где важно участие.

– То есть рынок эскалаторов в России рискованный и монополизированный?

– Нет, я этого не говорил. Мне кажется, там по-прежнему используется в основном российское оборудование. Но я не знаю, насколько рынок монополизирован. Мы приняли такое решение, исходя из реальных условий и требований для поставок, установки и обслуживания. С метро пока подождем.