Антон Балыклов: «Уход иностранцев открыл российским производителям путь на рынки продаж»
CEO Lapochka — об освободившихся нишах и выпуске лимонада со вкусом ИИАнтон Балыклов и его брат Всеволод в 2020 г. запустили в городе Аша Челябинской области локальный бренд лимонадов Lapochka. Изначально компания производила 20 л напитка в месяц и получала около 4 млн руб. доходов. К лету 2023 г. объем производства вырос почти в 8 раз — до 155 000 л лимонада в месяц и 40 млн руб. дохода. Таких показателей удалось достичь во многом благодаря уходу с российского рынка иностранных брендов: отечественный продукт стал альтернативой. В 2024 г. компания намерена побить собственный рекорд, заняв 20% рынка натуральных газированных напитков в России, а также выйти за пределы страны. Бренд активно осваивает и увеличивает свое присутствие на рынке Северо-Запада и в перспективе планирует построить здесь производственный цех.
В интервью деловому изданию «Ведомости Северо-Запад» CEO LapochkaDrinks Антон Балыклов рассказал о том, как изменился рынок безалкогольных напитков в России после ухода зарубежных компаний, почему производителям сегодня выгодно выпускать товары под брендом ретейлеров и как используют ИИ для создания новых продуктов.
— После ухода с российского рынка международных брендов безалкогольных напитков буквально все российские производители выстроились в очередь, чтобы занять освободившиеся ниши. Как вы оцениваете, насколько у них это получилось? Смогли ли компании предложить достойную альтернативу по цене и качеству?
— Я считаю, что мы все на пути к этому. Многие ниши легко заняли российские производители, особенно это касается достаточно простых и понятных напитков. Однако в сегменте премиальных сложных вкусов — например, сухих тоников, где многие зарубежные компании имеют вековой опыт производства технологий, — это пока не совсем получилось. Но я вижу, как появляются достойные продукты и в этом сегменте. Я уверен, это дело времени, и вскоре у нас появятся прекрасные альтернативы любым зарубежным напиткам.
— На ваш взгляд, как уход иностранных брендов повлиял на экономику российских компаний? Удалось ли нарастить выручку и прибыль?
— Уход иностранных компаний буквально открыл многим российским производителям путь на полки ретейла и других каналов продаж. Практически все производители в нашем сегменте, с кем я общался, нарастили объем и выручку в этот период и продолжают расти. Наша компания подписала несколько крупных контрактов с сетями и дистрибьюторами, которые ранее продавали импортные товары в этой нише продуктов.
— В 2023 г. вы запустили большой производственный цех площадью 800 кв. м в городе Аша. Это произошло на волне импортозамещения, или вы планировали это расширение?
— Мы, конечно, планировали расширение, но через полтора-два года. Могу честно сказать, что волна импортозамещения сильно ускорила запуск нового цеха — он стал жизненно необходим, иначе мы бы не смогли покрыть органический спрос на наши напитки.
— Какой объем инвестиций был вложен в проект? Вышел ли он уже на запланированные мощности?
— Общий объем инвестиций составил порядка 90 млн руб. Цех был построен с большим запасом по мощности. На данный момент мы можем выпускать до 1 млн банок в месяц.
— В какие новые проекты планируете инвестировать в 2024 г.?
— Мы планируем инвестировать в современный складской комплекс для автоматизации и ускорения процесса отгрузок. Он будет построен рядом с производством в г. Аша, планируемая площадь около – 1000 кв. м. Примерный объем инвестиций – около 40 млн руб.
— На данный момент вы реализуете сразу несколько проектов в коллаборации с другими российскими брендами: Monochrome, «ВкусВилл», «Трактор», Re-Feel, банк «Точка». Почему вы участвуете в коллаборациях? Выгоднее ли это, чем продажа продукции под собственным брендом?
— Коллаборации — это зачастую вообще не про прямую финансовую выгоду. Мы проводим их только с созвучными нам брендами и, как правило, в лимитированном формате. Потому что это больше про идею, маркетинг, совместный пиар и уже потом — про выгоду и продажи.
— Какую долю продукции выпускает ваша компания в коллаборации с другими брендами?
— Многие коллаборации — это временный, сезонный или приуроченный к мероприятию продукт. Доля таких напитков у нас составляет не более 2% в годовом объеме.
— Многие отечественные бренды сегодня идут по пути создания СТМ для известных продуктовых ретейлеров вроде «Пятерочки», SPAR и т. д. На ваш взгляд, схеме СТМ выгоднее производителю или ретейлеру?
— Я открыто могу сказать, что сегодня появился «здоровый» СТМ, который выгоден и производителю, и ретейлеру. Мы не отдаем постоянные вкусы собственной торговой марки, но у нас есть специальная линейка для такого формата. В скором времени три наших напитка появятся во «ВкусВилле» под их брендом.
— Вместе с технологическим сообществом «Техпросвет ВКонтакте» вы запустили напиток, вкус которого сгенерировал искусственный интеллект. Он пользовался популярностью? Планируете дальше использовать ИИ для разработки новых вкусов?
— В феврале 2024 г. вместе с «Техпросветом» мы решили создать уникальный продукт. Через него мы хотели познакомить взрослых и детей с новейшими технологиями и дать попробовать их вкус в прямом смысле слова. Ранее мы уже использовали нейросети, тогда они за 20 минут проанализировали более 50 000 отзывов на наш продукт на маркетплейсах. Поэтому решили снова обратиться к искусственному интеллекту — проанализировали предпочтения наших покупателей, спрос на напитки бренда, отзывы на продукцию. В результате мы смогли сгенерировать новый состав, который полностью отражал философию нашего бренда. В состав «техпросвещенного» напитка вошли вода, сок дыни, клубники, лимона, экстракт лемонграсса и лайма. Нейросеть также создала футуристический дизайн для нового лимонада в образе «робояблока» как результат переосмысления фразы «попробуй технологии на вкус».
— Какие задачи по развитию вы ставите перед компанией на ближайшие 5 лет?
— Если говорить про текущий 2024 г., то план — выпустить 6-7 млн банок напитков. Это на 40% больше, чем было в 2023 г.
А на ближайшие пять лет мы планируем нарастить нашу представленность во всех регионах России. Также планируем запустить второй цех в Северо-Западном округе для сокращения логистического плеча. Вероятнее всего, это будет Санкт-Петербург или Ленинградская область. Пока планы по запуску рассчитаны на начало 2026 г. Объем инвестиций в проект может составить около 150 млн руб.
Кроме того, в наших планах развивать экспорт напитков в дружественные страны.