Сергей Воронков: «Конгрессы и выставки генерируют 10% ВВП страны»

Генеральный директор «ЭкспоФорум-Интернэшнл» – о том, что стало драйвером экономического развития России
Сергей Воронков /«ЭкспоФорум-Интернэшнл»

В интервью изданию «Ведомости Северо-Запад» генеральный директор «ЭкспоФорум-Интернэшнл» Сергей Воронков рассказал, как привлекать в Россию новых иностранных туристов, почему необходимо увеличивать финансирование МСП для участия в конгрессно-выставочных мероприятиях, и на какой стадии находится отраслевой закон.

– В апреле 2024 г. на съезде Российского союза промышленников и предпринимателей вы обратились к президенту Владимиру Путину с двумя инициативами. Первая касалась увеличения финансирования МСП для участия в конгрессно-выставочных мероприятиях. Почему компаниям необходима такая поддержка?

– Основных причин две. Первая – это общемировая практика. Для компаний участие в выставках несет достаточно ощутимые траты. Если оценивать в рублях, то даже по самым скромным подсчетам – больше миллиона. Поэтому во многих странах бизнес получает государственную поддержку. Мы удивляемся масштабам выставок в Китае – у них тысячи экспонентов и миллионы посетителей. Но это происходит не просто так. Выставки имеют организованные формы поддержки. Большинство малых и средних предприятий могут компенсировать до 50% затрат. Экспоненты, строители комплексов и организаторы получают госфинансирование. Выставочный комплекс строят за государственные деньги, которые никто не требует возвращать. А «ЭкспоФорум» помимо кредита платит 260 млн руб. налогов в год только на землю и имущество.

Если Россия действительно хочет стать четвертой экономикой мира, ориентироваться мы должны на лучшие международные примеры. А практика показывает, что экономические лидеры поддерживают конгрессно-выставочную индустрию и представительство МСП на проектах.

Вторая причина – это запрос самого бизнеса. Поддержка участия бизнеса в российских выставках и конгрессах – вторая мера по востребованности. Но за последние три года финансирование сократилось на 30%. Если убрать Москву и Петербург, то в регионах всего 15–20 компаний имеют возможность получить такую форму поддержки – это около 0,15% по России в целом. Происходит это не столько в силу отсутствия денег, сколько в силу несовершенства процедуры и существующих методик, так как во всех регионах они разные. Поэтому бизнес в Ханты-Мансийске получает одни формы поддержки, а в Москве – другие. И получается, что мы нарушаем базовый конституционный принцип – сохранение единого экономического пространства для всех субъектов. Потому что равноправия экономических возможностей здесь нет.

Увеличение финансирования МСП для участия в конгрессах и выставках – это правильная форма, которая действует по принципу: «давать не рыбу, а удочку». Это стимулирование не потребительского, а проактивного подхода. Я не говорю уже о том, что участие в конгрессах и выставках – это драйвер развития туризма, и в особенности делового. Каждый рубль, вложенный в конгрессно-выставочную сферу, приносит территории семь рублей. Это уже подтвержденная практика.

– Вы выступили с этой инициативой несколько месяцев назад. Что-то уже делается в этом направлении?

– Срок исполнения поручения Владимира Путина прошел 15 августа. Правительство РФ направило президенту доклад, что проблема имеет место быть и над этим надо работать. Пока вопрос остается открытым, конкретные предложения по увеличению объема финансирования еще не внесены, но это создает возможность для дальнейшей работы. В ноябре будет принят проект бюджета на будущий год, и я надеюсь, что эта инициатива в него попадет.

– А какие уже сейчас есть возможности у представителей МСП для участия в выставках, которые проходят в самом «ЭкспоФоруме»?

– В «ЭкспоФоруме» проводится более 130 мероприятий в год. На всех так или иначе представлен малый и средний бизнес.

Например, в ноябре у нас традиционно проходит Международный форум-выставка «Российский промышленник». Это ключевое событие в промышленной сфере, которое мы проводим совместно с Российским союзом промышленников и предпринимателей, Министерством промышленности и торговли, правительством Санкт-Петербурга. На площадке собираются первые лица и крупнейшие компании отечественной промышленности и, конечно, представители МСП.

Средние и малые предприятия представлены на региональных экспозициях. На стендах наравне с промышленными гигантами располагаются небольшие предприятия, новые имена. Во многих регионах такие компании участвуют за счет бюджета, либо же это могут быть различные льготы и субсидии.

Кроме того, внутри всех наших собственных проектов всегда предусмотрены более доступные форматы для малого и среднего бизнеса. Уже давно отлично зарекомендовал себя Центр деловых контактов. Небольшие производители и поставщики получают возможность провести прямые встречи с крупнейшими закупщиками в отрасли. Причем ЦДК работает на всех мероприятиях, вне зависимости от их масштаба. Он есть как на нашем флагманском проекте ПМГФ, так и на выставках поменьше.

Внутри проектов также существуют различные конференции и конкурсы для МСП. Так, например, на выставке «Агрорусь» проводится конкурс «Золотая медаль». Производители пищевой и сельхозпродукции могут получить знак качества от Министерства сельского хозяйства РФ, что положительно влияет на продажи и позволяет заявить о себе, продвинуть бренд.

– Вторая инициатива, с которой вы обращались к президенту, – это принятие закона «О конгрессной и выставочной деятельности». На какой стадии находится разработка законопроекта?

– Отсутствие отраслевого закона – это одно из ключевых препятствий для развития конгрессно-выставочной отрасли. По итогам 2023 г. в России организовали более 1500 промышленных выставок, в рамках которых прошло 55 млн встреч и переговоров. В результате компании заключили контрактов на сумму свыше 17 трлн руб. – это 10% ВВП страны. Конгрессно-выставочная отрасль является драйвером экономического роста России, фабрикой, где контакты превращаются в контракты.

Принятие закона позволит получить отрасли «свидетельство о рождении». Будет систематизирована деятельность, упорядочены более 40 отраслевых нормативно-правовых актов, закреплен понятийный аппарат, определены полномочия органов власти, созданы условия, стимулы и возможности для инвестирования в строительство необходимой конгрессно-выставочной инфраструктуры, которой обеспечены всего 24 субъекта РФ.

Работаем над тем, чтобы регулятор в лице Минпромторга внес законодательную инициативу в правительство РФ, а оно – в Госдуму.

– Есть какие-то ориентировочные сроки?

– Для себя мы ставим сроки, что решить все эти вопросы нужно до конца 2024 г.

– В Петербурге за I полугодие 2024 г. турпоток увеличился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 20%. Какую долю составили деловые туристы? И как в целом развивается это направление в Петербурге?

– В мире на индустрию делового туризма приходится 60% всего турпотока, 55–60% мест в отелях заполняется за счет деловых поездок.

В России эта цифра пока не более 15% общего объема, что говорит о серьезных перспективах и возможностях. По прогнозам, совокупный годовой рост расходов на деловой туризм в Бразилии, России, Индии и Китае будет идти в два-три раза быстрее, чем в США, Франции, Германии и Великобритании.

Деловой туризм становится драйвером развития всей отрасли гостеприимства, привлечения иностранных туристов, экспорта услуг. Например, в Санкт-Петербурге в прошлом году количество деловых туристов выросло на 24%, общий турпоток увеличился на 16%. В этом году, по прогнозам, ожидается аналогичный рост.

В Нижегородской области деловой туризм стал основным сектором туристской отрасли, локомотивом всей региональной туристской индустрии. В настоящее время более половины туристских прибытий в Нижегородскую область связано с деловыми целями.

Становится актуальным выделение развития делового туризма в отдельную государственную программу в рамках национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства».

Только деловой туризм обеспечивает клиентами всю индустрию гостеприимства в низкий сезон, привлекает элиту и повышает компетенции территории, ее инвестиционную привлекательность, обеспечивает до 40% доходов всей туристической отрасли.

Поэтому я не устаю повторять: нам не нужно развивать туризм в целом, а отдельные его направления. Например, в сфере делового туризма сейчас появился тренд на bleisure-туризм – совмещение рабочих поездок с отдыхом и досугом. Это тот продукт, который мы должны развивать.

– Одним из крупнейших событий федерального уровня стала выставка-форум «Россия», которая завершила работу в Москве в июле 2024 г. Как вы считаете, какую роль играют подобные проекты для развития отрасли?

– У конгрессно-выставочной отрасли два основных направления: деловое и социальное. Выставка «Россия» – это яркий пример того, насколько важна роль выставок в части продвижения нашей страны и социализации гражданского общества. Это свыше 18 млн посетителей, 500 млн просмотров в медиа. На мировом уровне Россию можно продвигать только такими инструментами, других не осталось. Конечно, хорошо, когда о нас рассказывают зарубежные лидеры мнений, например Такер Карлсон. Но подобные ресурсы сильно ограничены. Поэтому менять мнение о стране нужно благодаря конгрессам и выставкам, куда будут приезжать иностранные туристы. Лучше самому приехать, увидеть все своими глазами, пообщаться с людьми, и твое мнение поменяется.

Здесь есть один важный момент, на который нужно обращать внимание: у нас поменялась география зарубежного туризма. Бренд России сегодня активно продвигают в странах Латинской Америки, Ближнего Востока, Африки и Азии. Но в них платежеспособного населения, готового ехать в турпоездки за границу, гораздо меньше, чем в европейских странах. Значит, нужно понять, каких туристов оттуда мы можем привлечь. Это культурная, политическая, экономическая, научная элита. Именно они являются нашей целевой аудиторией. И приезжать в Россию они готовы на деловые мероприятия.

– В октябре 2024 г. КВЦ «ЭкспоФорум» отмечает 10-летний юбилей. По вашей оценке, какой вклад за это время внес центр в развитие конгрессно-выставочной деятельности в стране в целом и в Петербурге в частности?

– Если смотреть на Петербург, то за 10 лет деловой туризм стал приносить половину всех средств от туризма городскому бюджету. На нашей площадке проходят многие ключевые мероприятия, имеющие статус № 1 в России и являющиеся ведущими в мире: Петербургский международный экономический форум, Петербургский международный юридический форум, Петербургский международный газовый форум и др. Когда в 2006 г. я участвовал в проведении первого ПМЭФ в «ЛенЭкспо», у нас не было даже зала для пленарных заседаний, его строили к первому форуму. Сегодня «ЭкспоФорум» официально является системообразующим предприятием для России, мы – лучший конгрессно-выставочный комплекс в стране с акцентом на слово «конгрессный». Если бы не случилось изменений в международной обстановке, у нас до 2028 г. прошло бы 10 мировых конгрессов на 15 000–20 000 участников. В России практически только «ЭкспоФорум» обладает необходимыми компетенциями для их проведения.

– С каждым годом «ЭкспоФорум» принимает все больше участников конгрессно-выставочных мероприятий. Вы не раз говорили, что возможности площадки практически на пределе. Как планируется развивать центр?

– Давно назрела необходимость второй очереди. Мы подходим к пику загрузки. По метродням в прошлом году превзошли показатели докризисного 2019 г. Популярность конгрессно-выставочных проектов как самого эффективного инструмента пересборки экономики будет только расти.

Всем нашим крупным проектам – ПМГФ, Петербургскому международному экономическому форуму (ПМЭФ), Международному форуму-выставке «Российский промышленник», Международной судостроительной выставке «Нева», чемпионату «Профессионалы», Международному рыбопромышленному форуму и другим – требуется больше пространства.

Вторая очередь изначально предполагалась архитектурным проектом комплекса. На шестом этаже у нас даже есть макет, где можно увидеть, как «ЭкспоФорум» мог бы выглядеть с еще тремя павильонами.

Сейчас вторая очередь уже точно не будет такой, как на макете. А вот будет ли и когда, пока сказать не могу. Все в процессе обсуждения с акционерами и инвесторами.

Но ее актуальность растет с каждым днем. К росту количества и масштабов петербургских выставок добавился московский фактор. В связи с трагическими событиями в «Крокусе» и переформатированием «Экспоцентра» в национальный центр «Россия» многие московские организаторы смотрят в нашу сторону. Уже активно идут переговоры.

Текст подготовлен в рамках проекта «Ведомости & Северо-Запад».