Ритейлер Х5 Group нарастит присутствие в Петербурге и Ленобласти
По оценке эксперта, сеть может открыть в 2023 г. около 100 новых магазиновРитейлер Х5 Group в этом году будет активно наращивать присутствие в Санкт-Петербурге и Ленобласти, сообщил журналистам директор по развитию торговой сети «Пятерочка» (Северо-Запад) группы X5 Group Андрей Кондратюкин. По его словам, на фоне роста рынка торговых сетей доля Х5 Group упала ниже 25%, что позволит ритейлеру в 2023 г. увеличить количество новых магазинов в городе и области.
Несколько последних лет доля сети в городе превышала допустимые антимонопольным законодательством ограничения в 25%. В частности, по данным ФАС, в 2020 г. она достигла 28,9% (в основном за счет открытия новых «Пятерочек»). В УФАС по Петербургу изданию не смогли оперативно ответить на вопрос о доле сети на рынке города на начало 2023 г.
Какую долю занимает Х5 Group в России
Согласно данным самой группы, в целом по России она занимает 13,2% на рынке продуктовой розницы. Выручка Х5 Group в 2022 г. составила 2,6 трлн руб. На конец прошлого года у сети работало 21 323 магазина, число сотрудников превышало 353 000 человек. Выручка от онлайн-заказов составила за 2022 г. 70,4 млрд руб. Доля X5 Group на рынке онлайн-продаж продуктов в России оценивается в 10,7%.
«Рынок торговли продовольственными продуктами Санкт-Петербурга в 2022 г. показал сильный рост с высокой динамикой. В результате доля X5 снизилась, и мы можем вновь открывать магазины в Санкт-Петербурге», – прокомментировали в пресс-службе сети. По данным генерального директора «Infoline-аналитики» Михаила Бурмистрова, в 2022 г. розничный рынок продовольственных товаров города вырос в денежном выражении на 19,4%, в физическом – на 5,3%. При этом Х5 Group росла существенно медленнее рынка из-за антимонопольных ограничений, в отличие от конкурентов. Например, сеть «Семишагофф» в 2022 г. показала рост на 60%, подчеркнул эксперт.
Группа не раскрывает планы по открытию новых магазинов на 2023 г. По данным пресс-службы, по состоянию на май 2023 г. в Санкт-Петербурге работало 496 «Пятерочек» и 126 «Перекрестков». Кондратюкин добавил, что в 2022 г. в городе было запущено 35 новых «Пятерочек». «В этом году открытий будет значительно больше. Мы будем «прочесывать» все объекты на рынке и брать все, что нам подойдет и понравится», – отметил он, добавив, что сеть готова рассматривать площади от 200-250 кв. м как в готовых, так и в строящихся объектах.
По оценке Бурмистрова, в 2023 г. сеть может открыть в общей сложности около 100 новых магазинов, пока снова не превысит предел в 25%. Он уверен, что открытия новых точек будут идти в первую очередь за счет запуска новых «Пятерочек», а не «Перекрестков». Независимый консультант по продвижению продовольственных товаров в торговые сети Михаил Лачугин напомнил, что магазины «Перекресток» в городе, наоборот, оптимизируют площади и закрываются. В частности, группа закрыла несколько точек, которые были запущены в помещениях финской сети Prisma. Например, в 2022 г. вместо Prisma был открыт «Перекресток» в ТЦ «Европолис», но через несколько месяцев его закрыли.
Бурмистров также не ждет скорого прихода в город подконтрольного Х5 Group бренда жесткого дискаунтера «Чижик» (сейчас в Петербурге не открыто ни одного магазина). Для развития ритейлер, вероятно, выберет более прибыльную модель, уверен он. «У компании есть альтернатива: либо развивать формат, который является основным генератором прибыли, – это «Пятерочка», либо «Чижик», который сейчас, скорее, тратит и находится на инвестиционной стадии. Открытие в Петербурге единичных «Чижиков» не даст экономического эффекта, а если открывать их массово, то это будет препятствовать уже развитию «Пятерочек» и общих показателей прибыльности сети», – пояснил эксперт.
Эксперты ждут массовых открытий «Пятерочек» во II полугодии 2023 г. и начале 2024 г. При этом со II полугодия 2024 г. расширение сети может снова замедлиться: ФАС проведет новые расчеты, и доля ритейлера вновь может превысить 25%.
Как рассказал Кондратюкин, расширение «Пятерочки» будет проходить в том числе за счет развития франшизы. По его словам, в 2022 г. в Петербурге и Ленобласти было открыто по франшизе 18 магазинов «Пятерочка». В 2023 г. уже запущены или готовятся к открытию в общей сложности 22 новые точки. При запуске франшизы инвестиции в ремонт одного помещения для открытия магазина в среднем он оценил в 7-15 млн руб., необходимый объем вложений в покупку оборудования – еще в 5-15 млн руб. «Мы понимаем, что это один из элементов развития, и здесь большое количество людей, которые готовы инвестировать деньги в такие проекты», – отметил он, добавив, что пока доля франчайзи не превышает нескольких процентов.
В то же время Лачугин не ждет взрывного роста открытый по франшизе. «Развитие франшизы не станет массовой историей и в ближайшие годы так и ограничится несколькими процентами», – резюмировал он.