Власти и бизнес назвали туризм новым драйвером развития экономики Петербурга и Ленобласти

Туризм стал новым драйвером развития экономики в Петербурге и Ленинградской области, однако необходимо развивать все его направления – от гастротуризма до делового. Об этом заявили представители бизнеса и властей во время прямого эфира «Новые драйверы экономического роста: региональный аспект», который прошел 5 июня на стенде издания «Ведомости» в рамках Петербургского международного экономического форума.

Как заявил заместитель председателя правительства Ленинградской области Дмитрий Ялов, ежегодно регион принимает 15 млн туристов – это в два раза больше, чем 5 лет назад. Во время пандемии загрузка отелей составляла 45-50%, на данный момент – 60-65%, а в некоторых популярных точках загрузка достигает 80%. Однако большая часть туристов посещает регион в однодневном режиме, поэтому главная задача властей – увеличить время пребывания на территории области до нескольких дней.

По словам Ялова, два ключевых направления, которые способны развивать туризм в Ленинградской области, – это создание новых мест размещения и продвижение точек притяжения. Кроме того, власти планируют развивать агломерационный туризм, так как большинство посетителей приезжают из Петербурга. Вырос и турпоток из столицы после строительства скоростной трассы Москва–Петербург.

«В перспективе 4-5 лет мы видим, что серьезным драйвером для развития экономики будет увеличение спроса на отели. Прежде всего это отели от 100 номеров со всем набором инфраструктуры, ресторанами. Это места, ориентированные на семейный отдых. А это клиент номер один. Зачастую я могу сказать, что такие люди не сильно мотивированы посещать традиционные культурно-исторические достопримечательности, они отдыхают в отелях, ходят в СПА и рестораны», – отметил Ялов.

По мнению генерального директора «Экспофорум-Интернэшнл» Сергея Воронкова, необходимо развивать самое выгодное направления туризма – это деловой. По словам эксперта, в Петербурге от общего потока всего 20% деловых туристов, но они приносят городу больше 40% доходов отрасли. За 2023 г. турпоток в городе вырос на 13%, а деловой туризм – на 24%. Однако данному направлению нужна поддержка, чтобы он развивался в несколько раз быстрее, отмечает Воронков.

«Обычному туризму, в отличие от делового, нужны достопримечательности и аттракторы, что очень дорого, долго и непросто. Для развития делового туризма в регионах нужны три вещи. Первое – это грамотный маркетинг территорий. Второе – это наличие инфраструктуры, и конгрессно-выставочной, и индустрии гостеприимства, отелей и прочее. Третье – это поддержка организаторов, она должны быть в несколько раз больше, чем сейчас. Нужна господдержка, в том числе гранты, субсидии и административная поддержка. Все эти направления нужно развивать параллельно», – пояснил Воронков.

Как отметил основатель и управляющий сетью ресторанов «Теремок» Михаил Гончаров, драйвером для экономического развития регионов сегодня становится гастрономический туризм. Однако данное направление сталкивается с рядом проблем. В частности, для ресторанного бизнеса существует барьер в годовом обороте в 2 млрд руб., после которого удваиваются налоги на зарплату.

«Ограничение в 2 млрд руб. очень серьезное. Выходя на новый рынок, мы вынуждены делать цены на 10-15% выше, что не лучшим образом сказывается на окупаемости. Если делаем цены по рынку, то за счет удваиваемых выплат мы просто не можем окупить свои проекты. Это проблема не только «Теремка», но и крупных российских компаний, таких как «Росинтер», «Шоколадница», «Додо Пицца». Поэтому с этим вопросом мы работаем и, надеюсь, добьемся послаблений», – отметил Гончаров.