Строительство второй кольцевой дороги оценивают в 150 млрд рублей

Основная интрига не в трассировке КАД-2, а в источнике финансирования
КАД подошел к 100-процентной проектной загрузке, на участке от Мурманского шоссе до автодороги М-11 загрузка уже превышает проектную /Лидия Верещагина

Правительство Ленинградской области представило планы строительства второй кольцевой дороги (КАД-2) вокруг Петербурга. Согласно программе комплексного развития транспортной инфраструктуры области (КПРТИ, копия есть у «Ведомостей), часть трассы должна появиться к 2030 г., а окончательно достроить ее планируют в 2035 г. Строительство КАД-2 может финансироваться из федерального бюджета или в рамках государственно-частного партнерства. КПРТИ обсудили 10 февраля на координационном совете по развитию транспортной системы Петербурга и области, в котором участвовал вице-премьер России Марат Хуснуллин.

На схемах, которые представил областной губернатор Александр Дрозденко, КАД-2 имеет форму полукольца: дорога идет от трассы «Скандинавия», проходит мимо Всеволожска и Колпина и пересекает трассу М-10 (Москва – Петербург), затем, обогнув Гатчину, она завершается у трассы А-180 «Нарва» в районе поселка Кипень. Участок от Дороги жизни до трассы М-10 планируется построить до 2030 г. Источники финансирования и точные сроки строительства каждого участка пока не определены, сообщили в правительстве области.

Трассировка КАД-2 в программе комплексного развития транспортной инфраструктуры Ленобласти до 2035 г

О строительстве второй кольцевой дороги власти Ленобласти говорят с 2005 г., когда регион передал в федеральную собственность дорогу А-120 «Южное полукольцо» (от поселка Молодежное до поселка им. Морозова). В 2018 г. область передала в федеральное ведение «Северное полукольцо» (от Кировска до Большой Ижоры). Предполагалось, что КАД-2 может быть организован на месте этих бывших военных автодорог, которые во времена СССР соединяли воинские части (неофициально их называют «бетонка», поскольку значительную часть дорожного покрытия составляли бетонных плиты).

Эти дороги находятся в ведении Росавтодора. «Два полукольца являются, по сути, вторым транспортным обходом Санкт-Петербурга, но говорить о возможности создания на их базе КАД-2 пока не приходится», – сказали в пресс-службе Росавтодора. С 2013 г. продолжается работа над приведением полуколец в нормативное состояние, добавили в Росавтодоре. Будет расширен 42-километровый участок южного полукольца с 64 по 106 километр с двух до четырех полос. По нему уже готова проектная документация, но сроки выполнения строительных работ еще не определены. На северном полукольце также планируется расширение нескольких участков до четырех полос, там идут проектно-изыскательские работы.

Планы правительства Ленобласти по строительству КАД-2 в новой трассировке в Росавтодоре не стали комментировать.

В «Петербург-Дорсервисе» (компания занималась проектированием КАД-1) ориентировочно оценивают стоимость строительства КАД-2 от автодороги А-181 «Скандинавия» до М-10 «Россия» в 130–150 млрд руб., сообщил заместитель гендиректора по развитию компании Анатолий Пичугов. «Стоимость строительства 1 км КАД-2 , по нашей оценке, составит в среднем 1,3 млрд руб.», – считает он.

«Бетонка» не подходит для устройства КАД-2, полагает Пичугов. Она удалена от зон притяжения Ленобласти, справляется с существующими транспортными потоками и не стимулирует развитие прилегающих территорий Ленобласти. При этом существующий КАД подошел к стопроцентной проектной загрузке, а на участке от Мурманского шоссе до автодороги М11 загрузка превышает проектную. Поэтому строительство КАД-2 необходимо, но строить его нужно не дальше чем на расстоянии от 10 до 20 км от существующей кольцевой дороги – иначе это не решит транспортных проблем растущей агломерации, говорит Пичугов.

Основная интрига не в трассировке КАД-2, а в источнике финансирования, считает директор объединения «Дормост» Кирилл Иванов: «Заказчиком работ будет Росавтодор, он и будут принимать решение по трассировке. Возможно, проект будет финансироваться через государственно-частное партнерство. Объект очень нужный и для области, и для Петербурга, основная задача КАД-2 – увезти транзитный транспорт, не добавляя трафика городским магистралям».

В пояснительной записке к КПРТИ говорится, что создание программы необходимо, чтобы обосновать привлечение финансирования в транспортную систему региона. Инвестировать в ее развитие необходимо в том числе потому, что население Ленинградской области растет: по прогнозам, к 2035 г. оно увеличится на 38% (по данным Росстата, в 2020 г. в области проживает 1,9 млн человек). 50% населения области сконцентрировано на границе с Петербургом.

КПРТИ разработала компания «А+С транспроект».