Смольный поможет бизнесу масштабной трансформацией

Помогать будут бизнес-стратегиями, «тепловыми картами» и доступом к цифровым сервисам
Чиновники рассчитывают, что помогут 20 000 петербургских компаний, это как минимум /Pixabay

Запуск нового городского проекта по поддержке малого и среднего бизнеса «Акселератор Санкт-Петербурга» анонсировал 10 марта председатель городского комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Кирилл Соловейчик. По его словам, проект будет отличаться от аналогичных тем, что все услуги компаниям-участникам будут оказывать «массово и системно» с помощью цифровых сервисов. Партнерами проекта стали Агентство стратегических инициатив, образовательная онлайн-платформа «Университет 2035» и НКО «Платформа национальной технологической инициативы».

Цель Смольного – помочь как минимум 20 000 петербургским компаниям справиться с последствиями пандемии. На это в рамках регионального проекта «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства»  выделили 35 млн руб., из них 49% из федерального бюджета и 51% из городского. Подать заявки на участие могут представители четырех отраслей, которые Смольный определил как приоритетные: производственные и технологические компании, предприятия креативных индустрий, сфера услуг и социальное предпринимательство. 

Охватить большое количество предприятий в Смольном рассчитывают за счет использования Big Data и интеллектуализации процессов. «Ручное, персонифицированное оказание услуг бизнесу – это хорошая модель, но она требует больших ресурсов и времени. Понимая ситуацию в разных секторах бизнеса, мы решили сконцентрироваться на масштабной трансформации», – пояснил «Ведомостям» Соловейчик. Каждый участник акселератора сначала пройдет диагностику – своеобразный аудит, в том числе с помощью диагностических моделей «Университета 2035». Затем ему предложат «мастер-сервис» и стратегию по оптимизации работы компании, доступ к цифровым порталам и другие инструменты поддержки.

В процессе акселерации компаниям будут советовать, как эффективно выстроить бизнес-стратегию. Предприятия общепита, например, смогут выбирать из трех моделей: переход в формат dark kitchen (работа навынос), трансформация в более оригинальный бутиковый формат или попросту расширение сети заведений.

Рекомендации будут подготовлены для всех четырех выбранных Смольным отраслей. Каждой стратегии нужны разные инструменты и разные сервисы, объясняет Соловейчик. Например, компании, которым надо проверять контрагентов, получат бесплатный доступ к платформе «Контур.Фокус», а те, кому необходимо нанять сотрудников, смогут безвозмездно пользоваться услугами портала HeadHunter. 

Помочь предприятиям сферы услуг должны «тепловые карты». Их основу составит информация из уникальных QR-кодов, которые должны были получить все предприятия Петербурга (кроме образовательных). Наличие такого кода свидетельствует о том, что компания соблюдает стандарты безопасности. К концу ноября 2020 г., по информации пресс-службы Смольного, QR-коды получили 106 000 городских организаций.

На интерактивной карте будет размещена информация как о работающих в городе предприятиях, так и о свободных помещениях для аренды. Предполагается, что с помощью карты бизнесмены смогут выбрать для себя самую подходящую для работы локацию, это поможет им открывать новые точки.

«Наша главная цель – помощь предприятиям в увеличении доходов, сокращении издержек и переходе на цифровые сервисы», – говорит Соловейчик. Заявки на участие в программе принимаются с 1 марта до 15 апреля. С 15 апреля по 15 мая пройдет диагностика участников программы, а с 15 мая начнется формирование стратегий для бизнеса. Собственно акселерация начнется 1 июля и закончится 1 ноября. Пока, признаются в Смольном, на участие в программе подали заявку только порядка 100 компаний. 

«Самое привлекательное – это информация о свободных помещениях. Сейчас многие предприятия, в том числе общепит, испытывают дефицит кадров, поэтому бесплатный HeadHunter тоже лишним не будет. В любом случае, нужны будут конкретные примеры того, как и насколько эффективно программа работает. Тогда запустится сарафанное радио, заявки будут подавать активнее», – говорит президент Федерации рестораторов и отельеров Северо-Запада Леонид Гарбар. 

«Тепловые карты» могут действительно оказаться полезными, в первую очередь городским аналитикам и урбанистам, потом чиновникам, потом бизнесу. Это понятная и в целом полезная идея. Насчет цифровых сервисов все не так однозначно, поскольку расходы на них не составляют значительной доли издержек малого и среднего бизнеса. Ключевых сотрудников, например, будут искать, скорее, среди знакомых. Так или иначе, основной проблемой для МСП сейчас является падение доходов населения и, соответственно, спроса на товары и услуги», – пояснил «Ведомостям» экономист Дмитрий Прокофьев. 

По словам Прокофьева, не исключено, что собранные в ходе реализации проекта данные смогут использовать налоговые органы для оценки налогового потенциала бизнеса. Близкий к экономическому блоку Смольного источник уточнил «Ведомостям», что от компаний не будут требовать финансовую отчетность,  поэтому получить объективную информацию об оборотах будет сложно.