В Петербурге может подорожать бензин

Оптовые цены за три месяца выросли на 18%
Сложнее всего приходится независимым операторам АЗС /Pixabay

Цены на бензин до конца года могут вырасти на 14% — такой прогноз сделал Независимый топливный союз (НТС), объединяющий владельцев АЗС, в письме, отправленном 18 марта председателю правительства Михаилу Мишустину. Оптовые цены на бензин на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже растут последние три месяца. И это скажется на стоимости  бензина в розницу, если правительство не предпримет мер. С московскими коллегами согласны в Петербурге — в городском Нефтяном клубе говорят, что труднее всего приходится независимым операторам АЗС.

С начала декабря по 17 марта цены на бензин Аи-92 и Аи-95 на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже поднялись на 18,5%. Оптовая стоимость Аи-92 достигла 53 600 руб. за тонну, Аи-95 – 55 300 руб. за тонну. «Такой значительный рост, как и сами значения биржевых котировок в конце первой декады марта, наблюдаются впервые», — отмечается в письме НТС.

По мнению НТС, рост цен связан с тем, что производителям выгоднее экспортировать его, а не реализовывать на внутреннем рынке. Продажи внутри России стали невыгодны  из-за повышения акцизов на бензин и дизельное топливо с 1 января 2021 г. на 4%, роста цен на нефть, снижения экспортных пошлин и низкого курса рубля. По прогнозам НТС, все это может привести к повышению розничных цен к концу года на 14%.

«Диспаритет розничных и оптовых цен актуален и для Петербурга. Оптовые цены растут неконтролируемо, а розничные сдерживаются государством. Это привело к тому, что бензином Аи-92 петербургские заправки сейчас торгуют в ноль и даже в минус», — говорит президент Нефтяного клуба Санкт-Петербурга Олег Ашихмин. В таких условиях сложнее приходится независимым операторам АЗС, поскольку вертикально-интегрированным компаниям («Газпром», «Татнефть», «Роснефть») легче компенсировать потери. По оценкам Ашихмина, сейчас доля независимых операторов на розничном рынке автомобильного топлива в Петербурге составляет 20%.

Для того, чтобы нормализовать ситуацию на рынке, в НТС предлагают правительству снизить ставки акцизов на бензин и дизельное топливо и отменить демпфер (механизм, при котором нефтяники получают компенсацию от государства в случае, если экспортные цены выше внутренних, а если  цены внутри России выше – компании сами доплачивают в бюджет) или скорректировать его, а также увеличить обязательные объемы реализации на Петербургской товарно-сырьевой бирже бензинов до 25% и дизельного топлива – до 15%.

 «Если власти реализуют этот пакет мер, удастся стабилизировать стоимость нефтепродуктов – они не вырастут больше уровня инфляции. Цена Аи-92 в конце года составит 45,3 — 45,8 руб. за литр», — пояснил «Ведомостям» руководитель аналитического центра НТС Григорий Баженов. При частичной реализации предложенных мер или при резком скачке нефтяных цен достичь таких показателей не удастся, считает Баженов.

В Минэнерго в ответ на письмо НТС заявили, что власти уже принимают меры для сдерживания цен на бензин — увеличены нормативы продаж на бирже, говорится в комментарии замминистра энергетики Павла Сорокина, размешенном на сайте министерства 23 марта. Минэнерго не собирается отказываться от демпфера, но он будет скорректирован. Новый механизм заработает 1 мая.

В Петербурге с 11 января по 15 марта 2021 г., по данным Росстата, стоимость Аи-92 выросла с 44,11 руб. за литр до 44, 75 руб. за литр, рост составил 1,4%. В целом стоимость топлива в Петербурге выше среднероссийского уровня на 0,5%, отмечает Баженов.