В Петербурге покупают все больше электромобилей

В лидерах продаж Nissan Leaf и Tesla
Рынок электромобилей в России растет, но многократно отстает от Китая /Pixabay

За первые два месяца 2021 г. в Петербурге купили 56 электромобилей, за два последних месяца прошлого года – 44, сообщили «Ведомостям» в аналитическом агентстве «Автостат». Это большой прирост, если учесть, что на 1 июля 2020 г. в городе было зарегистрировано всего 205 электромобилей.

По данным «Автостата», на 1 января этого года в Петербурге числилось 309 электромобилей. По продажам новых электрокаров в прошлом году Петербург находился на втором месте в стране (продано 69 штук). Покупают в городе не только новые машины. Так, в январе – феврале в Петербурге 46% купленных электромобилей были с пробегом.

Всего в России на 1 января, по данным  «Автостата», зарегистрировано 10 836 электромобилей, из них 60% на Дальнем Востоке и в Сибири.

Около половины всех электромобилей в Петербурге – это Nissan Leaf (144 машины). На 2-м месте Tesla (71), подсчитали в «Автостате». Также по городу ездят электромобили Audi, Mitsubishi, Jaguar и  Porsche. В Ленинградской области 63 электромобиля, и там больше всего Nissan Leaf и Tesla.

С прибавлением электромобилей в Петербурге увеличивается и сеть электрозаправок. С участием «Ленэнерго» в городе реализуется Региональная программа по оснащению зарядными колонками (станциями) для транспортных средств с электродвигателями в Санкт-Петербурге на 2020–2030 годы. К 2023 г. в Петербурге должны работать в общей сложности 95 зарядных станций.

В пресс-службе «Ленэнерго» «Ведомостям» рассказали, что в Петербурге и Ленобласти сейчас работают 53 общедоступные электрозаправки, из них 40 «быстрых» (зарядка занимает до полутора часов) и 13 «медленных» (зарядка занимает до восьми часов). Владельцы электромобилей могут пользоваться ими бесплатно, подчеркивают в «Ленэнерго». При установке станций «Ленэнерго» старается охватить основные магистрали, туристические маршруты и районы с плотной застройкой.

Рынок электромобилей в России растет, но отстает от  других стран, поясняет ведущий инженер Центра энергетических технологий Сколтеха Егор Пажетнов. «2020 год получился аномальным из-за пандемии. Однако продажи электромобилей оказались весьма обнадеживающими. По данным аналитического агентства JATO Dynamics Russia, количество новых зарегистрированных в России электромобилей выросло на 72%. Хотя абсолютные цифры не такие впечатляющие – за 11 месяцев 2020 г. продали 524 электромобиля», – говорит Пажетнов. В 2020 г. в Китае было продано 1,272 млн автомобилей полностью или частично (гибриды) на электрической тяге, сравнивает эксперт.

Главные преимущества электромобиля  –  хорошая динамика и управляемость у продвинутых моделей, меньшая стоимость заправки на один км пробега по сравнению с бензиновыми моделями, возможность пользоваться преимуществами господдержки, а также  низкий уровень шума и выбросов газов, говорит Пажетнов. «Хотя от непосредственной эксплуатации электромобилей не происходит выбросов парниковых газов, электричество, используемое для их работы, все еще производится в основном из ископаемого топлива», – уточняет главный эколог полигона «Новый Свет – ЭКО» Александра Забелина.

Среди сложностей, с которыми сталкиваются владельцы авто на электричестве, – высокая стоимость обслуживания и ограниченный срок службы аккумуляторов, говорит Пажетнов. Из-за недостаточно развитой сети зарядных станций далеко от мегаполиса на электрокаре не уедешь, а главное – стоит такая техника гораздо дороже традиционного авто. Например, электровнедорожник Tesla Model X Long Range Plus можно купить за 9 млн руб. По данным JATO Dynamics Russia, средневзвешенная цена электромобиля по стране в 2020 г. составила 7,9 млн руб.