Смольный объявил последние аукционы в ходе транспортной реформы, не дожидаясь решения ФАС

Ранее в антимонопольную службу жаловались на предыдущие закупки
Закупки проводит ГКУ «Организатор перевозок», на которое комитет по транспорту Петербурга возложил функции заказчика /gazprom.ru

 

Смольный 28 июля объявил 10 аукционов на право шесть лет обслуживать маршруты городского транспорта в Петербурге, начиная с 15 июля 2022 г. Информация об этом опубликована на сайте госзакупок. Общая сумма контрактов составляет 6,7 млрд руб., самый маленький лот – 362 млн руб.

Предыдущие 10 аукционов с суммарной стоимостью контрактов 194 млрд руб. и лотами от 15 млрд до 24 млрд руб. состоялись 7–9 июля, рассмотрение заявок назначено на 30 июля, итоги подведут 2 августа. Таким образом, объявлены все 20 аукционов, предусмотренные в ходе транспортной реформы.

Закупки проводит ГКУ «Организатор перевозок», на которое комитет по транспорту Петербурга возложил функции заказчика.

Работа на шесть лет

Транспортная реформа в Петербурге предполагает полный отказ от коммерческих автобусных маршрутов. Всего на 20 аукционах должны определить перевозчиков для 347 маршрутов, которые предстоит обслуживать с 2022 по 2028 гг. На оплату услуг перевозчикам в течение 6 лет город выделил из бюджета 194 млрд руб. Подрядчики должны обновить парк: закупить 2202 новых автобусов, работающих на метане, с низким полом, кондиционерами и местами для инвалидных колясок. Помимо ГУП «Пассажиравтотранс» сейчас договоры на пассажирские перевозки с городом есть у 16 компаний.

Незадолго до объявления последних аукционов, 26 июля, ФАС начала рассматривать 10 жалоб компании «Автолайн» на условия предыдущих закупок с требованием внести изменения в документацию, решение по ней вынесено 28 июля, но еще не поступило участникам спора. Пресс-служба ФАС в ответе «Ведомостям» сообщила, что комиссия ведомства признала претензии «Автолайна» частично обоснованными, заказчик закупок получит предписание, полный текст решения и предписания будут размещены в единой информационной системе госзакупок не позднее 2 августа.

«Автолайн» усмотрел ограничение конкуренции в аукционной документации. По мнению перевозчика, у аукционов ненадлежащий заказчик (им должен быть комитет по транспорту), штрафные санкции установлены «несоразмерно» (не зависит от протяженности и количества транспортных средств на маршруте), размер обеспечения по контракту превышает максимально установленный (для Петербурга – 500 млн руб., согласно письму ФАС России от «По вопросу формирования лотов при организации регулярных перевозок пассажиров и багажа» от 02.10.2020 г.)

В предыдущих закупках в обеспечение контрактов требуется от 1,5 млрд руб. до 2,5 млрд руб.

Корреспондент «Ведомостей» присутствовал на видеоконференции с заседания комиссии 26 июля.

«Размер обеспечения исполнения контракта превышает в 4,97 раз максимальный, что не позволяет заявителю принять участие в электронном аукционе из-за необоснованно высокой финансовой нагрузки», – заявил на заседании комиссии представитель «Автолайна» Андрей Носков.

Представитель комитета по транспорту парировал все замечания, отметив, что «заказчиком выбран единый подход к ответственности, который ставит в равные условия всех участников закупок». В частности, функция заказчика возложена на «Организатора перевозок» по распоряжению комитета по транспорту от 6 февраля 2020 г. Документ позволяет подведомственному учреждению самостоятельно исполнять полномочия по планированию и исполнению закупок. Штрафные санкции зависят не от километража маршрутов, как это установили первоначально, а от количества нарушений за месяц, что «смягчает работу перевозчикам». Обеспечение контракта установлено в размере 10% от начальной максимальной суммы аукциона, хотя законом разрешается 30%.

«Для участников, которые не имеют ресурсов [для заключения контрактов в крупных закупках], мы предусматриваем еще 10 закупок со стоимостью меньше 1 млрд руб. Учитывая, что контракт заключается на шесть лет, то заказчик принял решение об увеличении размера обеспечения, чтобы снизить риски при обслуживании транспорта. При этом мы его не установили максимальным», –сказал представитель комитета.

Представитель комитета госзаказа Петербурга Ниджат Сулейманов в особом мнении на заседании рекомендовал не отменять закупки, так как достижение публичной цели – реформирование сферы общественного транспорта – требует синхронности исполнения контрактов. «При наличии слабых финансовых звеньев в системе вся [транспортная] реформа может пойти под откос, что не соответствует целям города», – заявил он.

После заседания чиновник из транспортного блока в разговоре с корреспондентом «Ведомостей» выразил уверенность, что отменять закупки не придется. «Предполагаем, что потребуется включить какие-то изменения в аукционную документацию, но деталей пока не знаем», – сказал он.

Размер обеспечения по контрактам на аукционах, объявленных 28 июля, не превышает 139 млн руб. В «Автолайне» этим удовлетворены. «Это способствует развитию конкуренции и не создает незаконные ограничения для участия в аукционах», – сказал «Ведомостям» представитель компании. Возможное участие компании в аукционах он комментировать не стал.

Гендиректор компании АТП «Барс-2» Андрей Заботин заявил, что его компания решила не участвовать даже в небольших аукционах. «В контрактах прописаны большие штрафные санкции, требуется закупка большого количества автобусов, торги могут пройти с большими падениями до минимальной цены. Поэтому не рассматриваем своего участия», – сказал он.

Руководитель другой компании, которая планирует подать заявку на аукцион, считает, что контракт на условиях Смольного «большая ноша для небольших компаний, у которых оборот всего 10 млн руб.: «Автобус большого класса стоит примерно 17 млн руб., при условии победы в аукционе с семью автобусами, потребуется около 120 млн руб. Под транспорт надо брать крупные кредиты, не считая обеспечение контрактов». Дополнительным бременем он считает также обязательство использовать автобусы, работающие на СПГ.

Пресс-служба лизинговой компании ГТЛК сообщила «Ведомостям», что заключили договоры поставки и лизинга с петербургскими компаниями на 650 современных экологичных автобусов, работающих на СПГ. Сумму сделок и названия компаний ГТЛК не раскрывает.

Крупные перевозчики – «Питеравто», «Третий парк» и ПТК – отказались от комментариев.