Авиакеросин в Пулково набирает высоту

Возросшая стоимость авиационного топлива может привести к росту цен на авиабилеты, считают эксперты и участники рынка
1 ноября стоимость авиакеросина на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже обновила исторический максимум /PIXABAY

С 1 ноября 2021 г. ЗАО «Совэкс» (один из операторов-поставщиков авиакеросина в аэропорт Пулково) поднял цены на топливо марки ТС-1. Если в октябре одна тонна стоила 53 850 руб. без НДС, то с 1 ноября компания установила тариф 57 800 руб. Таким образом, прирост составил 6,8%. Еще один оператор Пулково  АО «Аэрофьюэлз» пока официально работает по тарифу от 17 июня 2021 г. для авиакомпаний РФ – 51 370 руб. за тонну без НДС. Третий оператор Пулково «Роснефть-Аэро» не размещает прейскурант на своем сайте и не предоставляет информацию Росавиации для ежемесячных статистических публикаций. «Аэрофьюэлз» и «Роснефть-Аэро» не смогли оперативно ответить на запрос «Ведомостей», планируют ли в ближайшее время поднимать цены.

1 ноября стоимость авиакеросина на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже обновила исторический максимум, который был достигнут в конце октября, и превысила 58 200 руб. за тонну.

В пресс-службе авиакомпании Smartavia «Ведомостям» рассказали, что помимо Пулково авиапервозчик столкнулся с повышением цен на авиационное топливо практически во всех аэропортах присутствия на территории РФ с начала этого года на 20-25%. Другие авиакомпании, работающие с Пулково, не ответили на запросы «Ведомостей».

Эксперты связывают резкий рост цен на авиатопливо с ростом цен на нефть и нефтепродукты (как на внутреннем, так и на внешних рынках), сезонностью и желанием бизнеса компенсировать «пандемийные» убытки. По мнению генерального директора топливной компании «Россойл» Карена Меликсетяна, авиакеросин дорожает из-за высокого экспортного паритета: стоимость на нефть и нефтепродукты на внешних рынках растет за счет ограничения добычи нефти и формирует производные цены на внутренних рынках.

По словам аналитика управления торговых операций на российском фондовом рынке «Фридом финанс» Александра Осина, прирост цен на нефть марки Brent в долларовом эквиваленте за период с января по октябрь составил 64%, что привело к росту цен на авиакеросин на 74%.

Как считает доцент кафедры таможенного дела СПбГЭУ, заместитель декана факультета Ирина Пластуняк, основные факторы, влияющие на стоимость авиакеросина — это затраты на логистику (транспортировку и хранение), и эксплуатационные затраты. Эксперт уточняет, что в 2020 и 2021 гг. авиакомпании несли убытки, а в 2020 г., в связи со снижением спроса, цена на авиакеросин падала с 53 038 до 46 681 руб. за тонну.

«Таким образом, скорее всего операторы хотят компенсировать понесенные затраты, а также упредить будущее падение спроса, не надеясь на существенное увеличение воздушных перевозок в период новогодних праздников», — полагает Пластуняк. Доцент кафедры менеджмента СЗИУ РАНХиГС, кандидат экономических наук Давид Тереладзе, тоже уверен, что цель операторов – «отбить убытки, которые они понесли за период локдауна».

Владелец и генеральный директор агентства пропаганды и коммуникаций HD АРТЕЛЬ, независимый эксперт в отрасли авиаперевозок Анастасия Дюмулен отмечает, что в осенне-зимний период, следуя конъюнктуре рынка, нефтеперерабатывающие заводы переходят на изготовление зимнего дизельного топлива, которое изготавливается из той же фракции нефти, что и авиакеросин. «Соответственно, у производителей нефтепродуктов физически не хватает сырья для производства топлива ТС-1, цена на которое растет каждую осень», — говорит Дюмулен.

Все эксперты, опрошенные «Ведомостями», считают, что в ближайшее время стоит ждать повышения цен на авиатопливо и у других операторов Пулково. «Наш базовый прогноз – 58 000-60 000 руб. за тонну, что предполагает повышение на 8-17% относительно уровней октябрьских тарифов поставщиков авиакеросина в аэропорту Пулково», — прогнозирует Осин.

Затраты на керосин — самые большие в структуре себестоимости воздушных перевозок, поэтому при увеличении цен на топливо будет расти и цена услуг авиаперевозчиков, считает Пластуняк. Тереладзе тоже уверен, что стоимость услуг авиаперевозчиков вырастет. «Мы ожидаем увеличения стоимости авиабилетов на 15-20% на авиаперевозки», — говорит он.

По оценкам Осина, цены на билеты могут вырасти, но не так значительно — на 3-6%. «Стоимость авиатоплива, по данным оценок отраслевых экспертов, составляет около 30% от цены билета. Соответственно, в рамках нашего базового сценария, авиаперевозчики теоретически должны повысить цены на билеты из-за роста цен на топливо приблизительно на 3-6%», — поясняет он.

В пресс-службе Smartavia подтвердили, что компания готова рассматривать возможность повышения стоимости билетов, если рост цен продолжится.

«Учитывая, что авиакомпания работает в формате smart-лоукостера и делает все возможное, чтобы держать цены на билеты на минимальном уровне, рост цен на топливо ставит авиакомпанию в трудное положение. Мы следим за ситуацией с ценами на топливо, но понимаем, что если эта тенденция будет продолжаться и дальше, что авиакомпания будет вынуждена поднять цены на билеты», — прокомментировали в пресс-службе.

По словам Дюмулен, сейчас авиакомпаниям необходимо «пережить зиму», когда сохраняется низкий пассажиропоток. Перевозчики будут повышать цены либо незначительно, либо вообще будут стремиться сохранить уровень цен, особенно на направлениях с высокой конкуренцией.