Пандемия и e-commerce помогли промышленникам подрасти

Текстильная промышленность, выпуск бумаги, полиграфия и деревообработка по итогам 2021 г. показали самый высокий рост объемов производства
Объемы производства текстильной промышленности за год выросли в Петербурге на 32,5%, в Ленинградкой области — на  28,6%. /PIXABAY

Объем промышленного производства в Петербурге и Ленинградской области в 2021 г. вырос на 7,5% и 7,6% соответственно, сообщает Петростат. Среди обрабатывающих производств самые высокие темпы роста показали текстильная промышленность, производство бумаги и бумажных изделий, полиграфическая деятельность и деревообработка.

По данным Петростата, объемы производства текстильной промышленности за год выросли в Петербурге на 32,5%, в Ленинградкой области — на  28,6%. По оценке вице-президента Ассоциации текстильщиков России Ольги Драгуновой, сегодня в Петербурге и Ленинградской области работает около 400 предприятий, занятых в текстильной и швейной промышленности, а также в производстве изделий из кожи (по данным Петростата, выпуск кожаных изделий в городе за год вырос на 30,4%).

Драгунова говорит, что основной рост производства в текстильной промышленности в Петербурге и Ленобласти был связан с увеличением пошива средств индивидуальной защиты, которые стали популярными в течение последний двух лет. На все остальные виды одежды, обуви и домашнего текстиля спрос так и остался сезонным, повышения объемов производства по сравнению с 2020 г. не наблюдалось. В то же время доля производства одежды в текстильном производстве крайне мала. В основном, это предприятия по пошиву спецодежды, которые получают государственные заказы.

Помогла текстильному производству и выросшая на фоне пандемии электронная коммерция: она позволила местным производителям существенно расширить рынки сбыта, говорит Драгунова. «За последние несколько лет, в том числе в Петербурге, появилось много новых мелких предприятий, которые отшивают постельное белье, домашнюю и модную одежду в стиле casual и продают это через соцсети и маркетплейсы», — поясняет она.

Еще одним ключевым фактором стали логистические сложности, связанные с импортом продукции. Это позволило петербургским производителям расширить занимаемый ими сегмент рынка, говорит профессор СЗИУ РАНХиГС Людмила Пушкарёва. Она подчеркнула, что в последнее время текстильная промышленность Петербурга становится привлекательной для инвесторов из-за легкого доступа к сравнительно недорогому и качественному сырью из средней полосы России и относительно невысокой заработной платы в отрасли, а также наличия гарантированных рынков сбыта.

С другой стороны, высокие темпы роста текстильной промышленности объясняются низкой базой 2020 г., когда индекс промышленного производства по отношению к 2019 г. в этом сегменте составил 98,5%, указывает заведующий кафедрой экономики и управления предприятиями и производственными комплексами СПбГЭУ Александр Карлик.

На высокие показатели по росту объемов производства в деньгах могли повлиять и возросшие цены на продукцию: «Швейные производства закупают сырье из-за рубежа, следовательно, растет цена на конечный продукт», — говорит Драгунова.

Высокие показатели роста производства за 2021 г. также были отмечены в сферах выпуска бумаги и бумажных изделий (на 50% в Петербурге и на 10,8% в Ленобласти) и в полиграфии (на 19,3% и 50% соответственно). Увеличение производства бумаги и бумажных изделий аналитики объясняют ростом спроса на продукцию, а также высокой рентабельностью. По оценке Пушкаревой, она варьируется от 30% до 40%, а средний сроку окупаемости бизнеса составляет 12-13 месяцев.

Кроме того, логистические цепочки при производстве бумаги не были нарушены, так как дерево поставляется из России, а закрытие границ практически не отразилось на данном виде деятельности, поэтому и восстановление отрасли происходит быстрее остальных, говорит аналитик «Фридом финанс» Владимир Чернов.

Один из крупнейших игроков рынка производства бумаги и бумажных изделий, петербургская группа «Илим», 3 февраля объявила о рекордных показателях за 2021 г. по выпуску бумажной упаковки – гофрокартона. Производство выросло на 9% до 282 млн кв. м продукции, одна из площадок расположена в г. Коммунаре Ленобласти. По словам операционного директора Управления по упаковочному бизнесу «Илима» Павла Алексеева, основными стимулами развития рынка стали активное развитие e-commerce и мировые тренды на экологичность.

Что касается полиграфической деятельности, то здесь мнения экспертов и участников рынка разошлись. Если аналитики говорят о закономерном росте отрасли, то сами представители полиграфического сектора отмечают значительный спад спроса на продукцию и, соответственно, физических объемов производства.

Главным фактором, способствующим развитию полиграфии, по мнению Пушкаревой, стало повышение спроса на упаковку и этикетки с развитием e-commerce, а также востребованность продукции в период выборной кампании в 2021 г. «Кроме того, после кризиса 2014 г. произошла своеобразная «полиграфическая репатриация» – заказы на печать, прежде размещавшиеся за границей, стали возвращаться в Россию», — добавляет Пушкарева.

Генеральный директор печатного агентства «Феникс» Мария Швайко рассказала, что сегодня в Петербурге работает около 350 малых и средних типографий, но локдауны во время пандемии способствовали резкому снижению количества заказов на полиграфическую продукцию от малого и среднего бизнеса как в связи с ограничениями, так и в связи с общим экономическим спадом. Указанный Петростатом рост связан с тем, что статистика учитывает только крупные типографии, которые получили поддержку от правительства, уверена она.

«Возможно, денежный оборот типографий и вырос, но это связано лишь с ростом цен на сырье и расходные материалы. Формально денег типография получила больше, но они пошли на закупку сырья, а продукции произведено меньше», — поясняет Швайко.

В целом в текущем году эксперты ожидают роста производства во всех указанных отраслях: им не нужно восстанавливать цепочки поставок, поэтому они могут оставаться в лидерах в первые два квартала 2022 г., прогнозирует Чернов. «Рост объема производства, несомненно, приведет к росту объема выручки предприятий в данных отраслях, но скорее всего, не пропорциональной объему производства ввиду инфляции и издержек», — полагает Карлик.