Эффект «низкой базы» поднял экономику Петербурга
Смольный отчитался об уверенном росте экономики в 2021 г., но эксперты считают, что причиной повышения показателей стало их падение в 2020 г.Правительство Петербурга подвело итоги социально-экономического развития за 2021 г., отметив «уверенный рост» ключевых показателей. Так, денежный оборот организаций в 2021 г. по сравнению с 2020 г. увеличился на 55,5%, объем отгруженной продукции промышленности — на 37%, внешнеторговый оборот вырос на 32%, доходы бюджета увеличились на 28%, средняя зарплата в городе поднялась на 10,7%, а безработица снизилась с 3,2% в декабре 2020 г. до 0,8% к концу 2021 г. По данным Смольного, годовая инфляция составила 8,7%.
«Высокие показатели года — это следствие принятых своевременно мер поддержки экономики, взвешенного и сбалансированного подхода к развитию города, и труд каждого петербуржца», — процитировала губернатора Петербурга Александра Беглова его пресс-служба.
Опрошенные «Ведомостями» эксперты считают, что рост ключевых показателей в Петербурге в 2021 г., в первую очередь, связан с эффектом «низкой базы» — снижением экономики в 2020 г. По словам доктора экономических наук, профессора СПбГУ Александра Лякина, с 2013 г. экономика практически перестала расти.
По данным Петростата, денежный оборот всех организаций города в 2020 г. снизился по сравнению с 2019 г. на 1,2%, индекс промышленного производства также упал на 1,2 п. п., оптовая торговля сократилась на 2,3%, розница — на 2%, общепит — на 30,5%, объем платных услуг для населения упал на 18,4%. «Город «провалился» очень сильно в 2020 г.», — говорит Лякин.
Начальник отдела инвестиционной компании ЛМС Дмитрий Кумановский считает, что реальная инфляция в Петербурге за 2021 г. составила 15-20% против официальных 8,7%. Цены как на сырье, логистические расходы, так и на готовые товары выросли, что увеличило денежный оборот компаний.
Несколько отраслей Петербурга в 2021 г. понесли наибольшие потери: туризм, транспорт, сфера развлечений и гостеприимства (гостиницы), сфера общественного питания, подчеркивает Кумановский. По его словам, сильно пострадал малый и средний бизнес, так как сокращение доходов населения привело, прежде всего, к снижению потребления. Вместо покупок в магазинах у дома, которые чаще всего держит малый бизнес, жители стали использовать онлайн-сервисы по покупке и доставке товаров, принадлежащие крупным игрокам рынка.
С другой стороны, в Петербурге действует большое количество предприятий, работающих по госзаказу, в том числе в военной сфере, говорит управляющий по корпоративному и брокерскому бизнесу финансовой группы БКС Никита Демидов. В этой области не было значительных перебоев и она положительно повлияла на статистику. «К счастью или к сожалению, закрытие нескольких баров и магазинов глобально на экономику города не повлияло, потому что у нас есть крупные налогоплательщики», — подчеркивает Демидов.
Для ряда отраслей экономики Петербурга пандемия стала поводом улучшить показатели. Разрушение логистических цепочек в мировой экономике привело к размещению заказов в России и в Петербурге, говорит Кумановский. В частности, преимущества получили сферы текстильного производства, машиностроения, полиграфии, выпуска бумаги и бумажных изделий и др.
Демидов говорит, что прогнозировать результаты 2022 г. сейчас неправильно, так как многое зависит от развития коронавируса. Если вслед за омикроном придет еще более заразный штамм болезни и властям придется вводить новые ограничения, то основные отрасли экономики Петербурга могут потерять до 20% выручки. Но рост экономики возможен, если к лету будет пройден пик заболеваемости, что позволит открыть границы.