Разворот на юго-восток: петербургские экспортеры изучают Азию и Африку

Компаниям придется в разы увеличить затраты на логистику и подстроить ассортимент под новые рынки
Переход на новые рынки сбыта принесет производителям из Петербурга и Ленобласти существенный рост расходов /PIXABAY

Предприятия Петербурга и Ленинградской области, которые отправляли на экспорт в Европу продукты деревообработки, химию и продовольственные товары, вынуждены искать новые рынки сбыта. Об этом «Ведомостям» рассказали представители компаний и подтвердили региональные эксперты, связанные с экспортным бизнесом.

По словам генерального директора экспортного агентства Weconn Натальи Проказовой, поток запросов в компанию по поиску новых стран для выгодного экспорта в марте по сравнению с февралем вырос на 40%: клиенты просят узнать, какие требования необходимы для ввоза продукции в страны Африки и Ближнего Востока, и смогут ли компании из Петербурга и Ленобласти быть конкурентоспособными на этих рынках. «Какие-то компании до сих пор продолжают поставлять товары в Европу, но все понимают, что в любой момент объем поставок может быть сокращен или вообще запрещен», — говорит Проказова.

По оценке доцента СЗИУ РАНХиГС Анастасии Гетман, около двух третей экспортного товарооборота Петербурга и Ленинградской области в 2021 г. приходилось на западные рынки сбыта из-за территориальной близости к европейским странам, наличия крупных портов и пересечения международных транспортных коридоров.

По данным администрации Петербурга, в первом полугодии прошлого года (более свежие данные недоступны) производители города увеличили экспорт на 21% и отправили заграницу товаров на $13,1 млрд. Из них почти 54% всех поставок пришлось на Нидерланды, Англию, США, Германию, Бельгию и Данию.

Проказова говорит, что о смене экспортного направления с Европы на страны Африки и Азии в первую очередь задумались компании из лесной отрасли, потому что необходимый для ввоза лесопиломатериалов в Европу сертификат FSC был отозван из РФ. По данным Смольного, за первое полугодие прошлого года производители из Петербурга отправили на экспорт древесину, бумагу и изделия из них на $575 млн. Один из крупнейших российских экспортеров в деревообрабатывающей отрасли, петербургская компания «Свеза» не ответила на запрос «Ведомостей» о дальнейших планах по экспорту продукции.

Также по словам Проказовой с проблемами сертификации своих товаров в Европе и США столкнулись компании, экспортирующие продукты питания. В первом полугодии прошлого года производители города продали за границу продовольственных товаров и сельскохозсырья на $542 млн. В пресс-службе кондитерской фабрики «Нева», которая на протяжении последних лет поставляла продукцию в страны Евросоюза и США, «Ведомостям» рассказали, что пока не получили от партнеров уведомлений о приостановке сотрудничества. В то же время компания начала рассматривать новые рынки сбыта, рассказали в пресс-службе. «Азия является привлекательным рынком сбыта и в настоящее время на фабрике изучают этот рынок и готовят предложения, а что касается африканских рынков, то это более отдаленная перспектива», — прокомментировал представитель фабрики. В пресс-службе «Невы» сообщили, что для экспорта в Азию фабрика готова менять продуктовые линейки и учитывать региональные особенности и вкусовые предпочтения, которые «отличаются от традиционных представлений о сладостях в России и Европе».

По данным Гетман, еще одна отрасль, которой придется обратить внимание на страны Азии и Китай,  -  производители химии и минеральных удобрений. По данным властей, экспорт химических веществ из Петербурга за первые шесть месяцев прошлого года составил $264 млн. Генеральный директор ООО «Аттика» из Ленинградской области (производит химическое сырье на экспорт) Матвей Раммо рассказал «Ведомостям», что до недавнего времени рынками сбыта компании были Литва, Польша, Италия и Испания, но сейчас поставки приостановлены, поскольку одни компании не настроены работать из-за геополитических соображений, другие хотят сотрудничать, но сами опасаются попасть под санкции. «На данный момент мы активно переориентируемся на страны Азии и Африки. В Турцию и Египет уже состоялись первые поставки. Помимо этого есть контакты с Алжиром, также нам интересны рынки Туниса и ЮАР», — говорит Раммо.

Но переход на новые рынки сбыта принесет производителям из Петербурга и Ленобласти существенный рост расходов, подчеркивает партнера Strategy Partners Инна Гольфанд. Доставка продукции из Петербурга покупателю в Азию вместо Европы подорожает более, чем в три раза, подсчитала она. В то же время Раммо говорит, что даже по ранее освоенным направлениям стоимость доставки увеличилась уже более чем на 200% из-за проблемой с логистикой и санкций, поэтому в любом случае экспортеры ждут поддержки от властей.

Доля логистических затрат в себестоимости продукции «Аттики» не превышает 7–10%, но все равно является существенной, поясняет Раммо: полностью включить ее в добавочную стоимость продукции компания не может, поэтому компенсирует из собственной рентабельности. «Пока экспортное направление для компании нельзя назвать рентабельным, и сейчас как никогда актуальна государственная поддержка, например, федеральная программа поддержки экспорта, касающаяся компенсации части затрат на транспортировку продукции», — добавляет он.

Еще одним препятствием для местных экспортеров может стать необходимость менять продуктовые линейки, чтобы стать конкурентными на пока неосвоенных азиатских и африканских рынках, а также подстроиться под вкусы местных потребителей. «Также российским поставщикам придется конкурировать с китайскими производителями в других странах (Малайзии, Вьетнаме, на Тайване, Филиппинах, Индонезии и др.), имеющих налаженные каналы сбыта и более низкие цены», — отмечает Гольфанд.

По мнению Проказовой, по качеству своей продукции петербургские производители смогут составить конкуренцию практически на любых рынках мира, но из-за роста расходов на логистику конкурировать по цене им будет гораздо сложнее.