Продажи новых автомобилей в Петербурге провалились на четверть

На фоне снижения продаж европейских и корейских марок в городе растет популярность китайских брендов и подержанных авто
Наибольшее падение продаж автомобилей в городе было зафиксировано в марте /Hyundai

Продажи новых автомобилей в Петербурге за I квартал 2022 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сократились на 24,8%,  в Ленинградской области – на 26,3%. Такие цифры в ответ на запрос «Ведомостей» приводит агентство «Автостат», ссылаясь на данные системы «Электронный паспорт».

Если за первые три месяца 2021 г. в Петербурге было продано 24 959 новых легковых автомобилей, то за этот же период текущего года – 18 776. Больше всего упали продажи таких марок, как Hyundai (- 28,4%), KIA (- 34,8%), Lada (- 38,8%), BMW (- 33,6%), Volkswagen (- 33,7%) и Skoda (- 40%). Китайский бренд Haval, напротив, нарастил продажи на рынке Петербурга на 69%.

Наибольшее падение продаж было зафиксировано в марте. Так, согласно данным Ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) и группы компаний «Прагматика», в марте 2022 г. объем контрактования (индекс рассчитывается на основе заключенных и расторгнутых контрактов в дилерских центрах на покупку новых автомобилей в течение месяца) новых автомобилей в дилерских центрах Петербурга сократился на 140% по сравнению с февралем. Худший показатель контрактования по итогам одного месяца за последние 5 лет наблюдений был только в апреле 2020 г. (-841%), когда из-за введенного в стране локдауна дилерские центры были закрыты.

Аналитик «Фридом Финанс» Владимир Чернов указывает на сокращение продаж не только легковых, но и легких коммерческих автомобилей. Учитывая падение продаж легковых автомобилей на 24,8%, при средних ценах в 2 млн руб., можно оценить примерные потери выручки авторынка Петербурга в 14 млрд руб., рассчитал он.

Главной причиной снижения продаж стала инфляция и резкий рост цен на новые автомобили на фоне снижения реальных доходов населения, говорят эксперты. Годовая инфляция в Петербурге в марте достигла 17%, но цены на автомобили выросли еще больше. По данным Петростата, только в марте по сравнению с февралем новые автомобили в городе подорожали на 27%.

На ценах сказалась и общая мировая инфляция, которая  привела к увеличению стоимости всех комплектующих, рассказал Чернов. Кроме того, к подорожанию привело и ожидание дефицита на внутреннем рынке автомобилей из-за отказа поставок иностранных компаний, сбоев логистических цепочек и дефицита комплектующих.

1 марта немецкий автоконцерн BMW заявил о том, что приостанавливает производство автомобилей на калининградском заводе «Автотор», а также прекращает поставки машин бренда на российский рынок на фоне геополитической ситуации. Volkswagen также приостановил экспорт автомобилей в РФ. 19 апреля появилась информация об уходе из России американского концерна General Motors (бренды Chevrolet, Cadillac) – официальные дилеры уже получили уведомления о прекращении поставок.

Петербургские автомобильные заводы Hyundai, Toyota и Nissan приостановили свою работу в начале марта, но не по политическим причинам, а из-за проблем с поставками комплектующих. 3 марта было приостановлено производство автомобилей на заводе «Фольксваген Груп Рус» в Калуге и контрактная сборка в Нижнем Новгороде, где VW производит машины Skoda. Компания Stellantis в Калужской области (выпускает Opel, Citroen и Peugeot) 19 апреля тоже объявила о приостановке выпуска машин. По данным «Коммерсанта», в России осталось только четыре завода, где продолжают выпускать автомобили: Ульяновский, «Хавейл Мотор Рус», «Мазда Соллерс» и «Автотор» (но последний остался без BMW, выпускает только Kia и Hyundai).

Директор по развитию автохолдинга «Ключавто» Юлия Овчинникова рассказал, что из-за временной приостановки поставок некоторых брендов в Россию компания сейчас реализует имеющийся товарный запас. В наличии около 4 000 новых машин и 4 000 автомобилей с пробегом, уточнила она.

В то же время независимый автоэксперт Сергей Бургазлиев считает, что приостановка производства автомобилей в марте оказала минимальное влияние на продажи в I квартале. Большинство заводов приостановили производство в начале и в середине марта, а мартовские продажи формировались из машин, произведенных еще в январе и поставленных дилерам в феврале, поясняет он.

Директор по развитию ГК «Прагматика» Александр Шапринский тоже говорит, что в отличие от премиальных марок у дилеров массовых брендов запасы на весну были сформированы на складах до остановки конвейеров на заводах.

Чернов называет еще одну причину падения продаж: повышение ключевой ставки ЦБ в феврале сделало автокредиты слишком дорогими. После 8 апреля, когда ключевая ставка была снижена с 20% до 17%, продажи машин в кредит снова начали расти. В пресс-службе ГК «Прагматика» рассказали, что и в марте совместные программы банков и дилеров отчасти помогли сгладить ситуацию на рынке.

«Например, банки вводят авторассрочку, где часть финансовой нагрузки берет на себя дилер, и программы с постепенным уменьшением кредитной ставки до уровня докризисных значений в течение периода владения автомобилем», – говорит Шапринский.

Рост цен и кредитных ставок уже привел к переориентации спроса, рассказали дилеры и аналитики. Например, у дилера «Ключавто» продажи автомобилей с пробегом за три месяца 2022 г. оказались выше продаж новых автомобилей на 6%, сообщили в пресс-службе. Вырос интерес покупателей к недорогим китайским брендам, а также к подержанным автомобилям премиум-класса, цены на которые сейчас сопоставимы с ценами на новые авто эконом-класса. Бургазлиев считает, что для китайских брендов на рынке складывается благоприятная ситуация: во-первых, китайские автомобили почти не испытывают проблем с поставками комплектующих, во-вторых, китайские бренды не останавливали производство. Кроме того, китайские производители ведут достаточно лояльную дилерскую политику. «Сегодня работать с китайцами дилерам интереснее с точки зрения прибыльности и требований со стороны импортеров, поэтому можно говорить о росте спроса на китайские бренды, причем не только со стороны покупателей, но и со стороны дилеров в плане борьбы за контракты», – уверен Бургазлиев.

Эксперты прогнозируют дальнейшее сокращение рынка  из-за ухода иностранных производителей и нестабильной работы существующих автозаводов. По данным ассоциации «Российские автомобильные дилеры», в целом по стране индекс контрактования в марте составил -83%. «Индекс РОАД за март составил минус 83%, что позволяет говорить о минусовых показателях уже в апреле. Мы полагаем, что дефицит автомобилей будет только расти. Снижение покупательской активности, сокращение автокредитования и рост цен приведут к тому, что и массовый, и премиум-рынок по итогам года упадет в два раза», – прокомментировали «Ведомостям» в пресс-службе ассоциации.

При этом массового закрытия дилеров в ближайшие месяцы аналитики не ожидают. По оценке Бургазлиева, ситуация прояснится только к середине года, и при сохранении сегодняшних тенденций под угрозой закрытия могут оказаться около 30% дилеров, а остальные могут пойти по пути перепрофилирования. У дилеров есть несколько вариантов: стать независимым СТО, получить дилерский контракт на другой бренд, начать продажу и обслуживание подержанных автомобилей, либо продать бизнес, говорит эксперт.

В «Ключавто» пока не дают прогнозов по контрактам с новыми автомобильными брендами: «Мы не исключаем возможность сотрудничества с новыми автобрендами», — прокомментировала Овчинникова.

«Безусловно, часть дилеров уйдет с рынка, и места этих дилеров начнут занимать бренды из Азии, преимущественно китайские, однако полностью заменить их в среднесрочной перспективе, тем более во всех сегментах, не удастся», – считает Чернов.