Петербургские водители пересаживаются на российские машины с пробегом

В мае продажи подержанных российских машин в городе выросли на 26%, а иномарок — упали на 27%
В мае средняя цена автомобиля с пробегом в Санкт-Петербурге составила 980 000 руб. /Freepik

В мае 2022 г. продажи автомобилей с пробегом в Петербурге сократились на 22,4% по сравнению с маем прошлого года – с 14 156 до 10 982, сообщает «Автостат инфо». При этом продажи российских б/у машин выросли на 26% — с 1189 до 1500 штук, а иномарок с пробегом сократились на 27% — с 12 967 до 9 482 машин.

Наибольший рост продаж показали такие российские модели, как Lada Largus (рост продаж со 127 до 161 штуки) и Lada 2107 (с 76 до 129). Что касается иномарок, то больше всего снизились продажи Ford Focus (с 476 до 313) и Hyundai Solaris (с 374 до 292).

Аналитики отмечают, что одной из главных причин такой динамики стало сокращение предложений иностранных автомобилей с пробегом. Независимый эксперт автомобильной и транспортной индустрии Сергей Бургазлиев указывает, что в Петербурге достаточно развиты сервисные услуги дилеров, поэтому люди стали придерживать автомобили, поскольку понимают, что купить новый в ближайшее время, скорее всего, не получится. Кроме того, существенно снизился импорт подержанных машин из Европы, что тоже повлияло на эти показатели.

Также, по словам аналитика «Фридом Финанс» Владимира Чернова, сокращение доли иностранных подержанных авто связано с уходом большинства европейских и американских автопроизводителей с российского рынка. Автолюбители и так в текущем году стали экономить на фоне высокой инфляции, а ожидание дефицита запчастей для иномарок сместило покупательские приоритеты в сторону отечественных и б/у автомобилей, говорит Чернов, добавляя, что рост цен на запчасти и обслуживание иномарок в некоторых случаях превышал 100%, в то время как плановое техническое обслуживание российских машин увеличилось в цене лишь на 15–28%.

Согласно статистике «Авито авто», в мае 2022 г. средняя цена автомобиля с пробегом в Санкт-Петербурге составила 980 000 рублей. По данным ГК «Прагматика», стоимость подержанных автомобилей в мае по сравнению с мартом сократилась на 15%: если в марте средняя цена составляла почти 1,1 млн руб., то к концу мая стоимость опустилась ниже 1 млн руб. В компании связывали снижение цены с тем, что на складах автодилеров скопилось значительное количество автомобилей, которые необходимо обслуживать. Кроме того, клиенты не были готовы покупать машины с пробегом дороже 1 млн руб.

«Клиенты отказываются от покупки более дорогих машин, в том числе из-за высокой стоимости обслуживания или необходимости оплачивать более дорогие кредиты», — говорит руководитель направления автомобилей с пробегом ГК «Прагматика» Александр Сурков, отмечая, что в мае на сделки менее 1 млн руб. приходилось 80% всего спроса.

Однако в ближайшее время падение рынка автомобилей с пробегом может замедлиться на фоне снижения ключевой ставки ЦБ РФ до 9,5% годовых, полагает Чернов. В мае прошлого года она была почти в два раза ниже (5%), поэтому снижение всех продаж на 22,4% относительно прошлого года не выглядит очень сильным, отмечает аналитик. По его мнению, уже во второй половине 2022 г. объемы продаж российских автомобилей с пробегом должны вырасти за счет увеличения автокредитования и снижения продаж новых авто.

В то же время Бургазлиев уверен, что и спрос, и предложение на рынке будут падать и такая тенденция сохранится как минимум до конца лета. В целом, по оценкам  аналитиков, опрошенных «Ведомостями», снижение продаж автомобилей с пробегом в Петербурге по итогам 2022 г. может составить от 15 до 50% по сравнению с 2021 г., в зависимости от экономической ситуации.