Смольный оценил строительство Большого Смоленского моста в 13 млрд рублей

К началу реализации проекта сумма может вырасти как минимум на 10%, уверены эксперты
Строительство запланировано на период 2025-2030 гг. /krti.gov.spb.ru

Стоимость строительства Большого Смоленского моста в Петербурге составит свыше 13 млрд руб. Об этом «Ведомостям» сообщили в комитете по развитию транспортной инфраструктуры города. Строительство должно начаться в 2025 г. и завершиться в 2030 г.

«Строительство запланировано на период 2025-2030 гг. Более конкретные сроки могут быть определены после завершения подготовки проектной и строительной документации, а также получения положительного заключения государственной экспертизы», — сообщили в КРТИ.

О том, что строительство начнется лишь в 2025 г., а не в 2023 г., как это обсуждалось ранее, 15 июня сообщил в интервью «РИА Новости» губернатор города Александр Беглов. Но согласно последней версии городской госпрограммы «Развитие транспортной системы Санкт-Петербурга» (с изменениями на 6 июня 2022 г.) Смольный готов начать финансирование уже в 2024 г. Так, на этот год запланировано выделение первого транша в 350 млн руб. В 2025 г. инвестиции запланированы в сумме 520,976 млн и в 2026 г. – 870,976 млн руб. Общая сметная стоимость моста в программе оценивается в 13,369 млрд руб.

Проектирование моста должно завершиться в первом квартале 2023г. Проект разрабатывают BKN Group и АО «Институт Гипростроймост — Санкт-Петербург». Финансирует работу над проектом не Смольный, а частный инвестор – девелопер «Сетл сити». Компания рассчитывает возвести жилые комплексы по обеим сторонам Невы в районе будущего моста. Девелопер отказался раскрыть размер затрат, направленных на проектирование, уточнив только, что само строительство компания финансировать не будет. В то же время в КРТИ сообщили, что в 2023 г., после завершения проекта, никаких бюджетных средств на строительство или подготовку к нему из бюджета города выделяться не будет. Эту же информацию «Ведомостям» подтвердили в городском комитете финансов.

Большой Смоленский мост, возведение которого обсуждалось еще с 60-х годов прошлого века, планируют построить для соединения Красногвардейского и Невского районов, от улицы Коллонтай до Большого Смоленского проспекта. В КРТИ уточнили, что он будет разводным, пролет реализуют в виде раскрывающейся двукрылой системы. На мосту будут предусмотрены шесть полос для автомобилей и две – для трамваев, а также велодорожки и пешеходные зоны.

Опрошенные «Ведомостями» эксперты уверены, что озвученная властями стоимость в 13,37 млрд руб. к началу строительства существенно увеличится, но затруднились назвать точные цифры. Депутат заксобрания Петербурга Борис Вишневский напомнил пример со строительством стадиона «Газпром арена», затраты на который выросли в несколько раз. Если в 2006 г. проект оценивался в 5,1 млрд руб., то после его завершения депутаты заксобрания города называли объем выделенных бюджетных средств в размере 51,75 млрд руб., писал «Эксперт».

«Это вопрос качества проектирования и проведения экспертизы проектной документации. Но есть факторы, не зависящие от нас: санкционные процессы никто не отменял», — прокомментировал Вишневский.

Партнер Strategy Partners практики «Инжиниринг» Михаил Ермилов тоже говорит, что в нынешних условиях за три года до начала строительства невозможно предсказать окончательную стоимость проекта. В то же время он отмечает, что мостостроение, включая разводные мосты, слабо зависит от импорта. На данный момент стоимость металла находится на историческом минимуме, но через три года на цены могут повлиять новые факторы: восстановление разрушенных территорий Донбасса и возможный дефицит госбюджета. «Предпосылки, связанные с восстановлением разрушенных территорий, могут вызвать повышенный спрос на строительные материалы, что, в свою очередь, вызовет внушительный рост их стоимости», — считает эксперт.

Аналитик «Фридом финанс» Владимир Чернов напомнил, что цены на стройматериалы за последние два-три года выросли более, чем на 100%, а внешнеполитические события могут привести к новому скачку. Но сейчас пока можно говорить лишь о росте цен с учетом прогнозируемой инфляции. По данным ЦБ, в 2023 г. инфляция ожидается на уровне 5-7%, а в 2024 г. — до 4%. В таком случае получается, что к 2025 г. стоимость строительства вырастет более чем на 10%, полагает эксперт.

В прошлом году Беглов заявлял, что деньги на строительство Большого Смоленского моста возьмут из бюджета, который дополнят налоговые поступления «Газпрома». «Использование средств «Газпрома» в бюджете позволит нам направить средства на строительство нового разводного моста через Неву в створе Большого Смоленского проспекта и улицы Коллонтай», — говорил он 17 сентября во время доклада президенту.

Но Чернов напоминает, что несмотря на запланированные дополнительные поступления от «Газпрома», в 2022-2024 гг. городской бюджет все еще ожидается дефицитным, а это может в очередной раз повлиять на перенос строительства. Так, в 2022 г. запланирован дефицит 80,7 млрд руб., в 2023 г. — 70,7 млрд руб., в 2024 г. — 51,1 млрд руб. «Каким образом будет составляться бюджет на 2025 г. — неизвестно. Возможно, в нем будет учтено строительство моста, пусть даже с дефицитом для бюджета», — отмечает эксперт.

Но сегодня есть и другие источники финансирования, которые могут быть доступны властям, напоминает старший преподаватель СЗИУ РАНХиГС Анастасия Козлова. Альтернативным вариантом может стать формат частной концессионной инициативы, например, реализованной с «ВЭБ.РФ». Также регионам доступны инфраструктурные кредиты. «Так или иначе кроме налогов «Газпрома» есть еще эффективные инструменты по развитию транспортных городских систем», — полагает Козлова.