Авторынок выезжает из кризиса

Несмотря на общее падение продаж новых машин в Петербурге в I полугодии на 56%, в июне по сравнению с маем был отмечен рост на 19%
По сравнению с прошлым годом показатели авторынка все еще демонстрируют глубокий провал /Freepik

Продажи новых автомобилей в Санкт-Петербурге в июне этого года по сравнению с маем увеличились на 19%.  Если в мае было продано 1607 машин, в июне — 1917, сообщили в ответ на запрос «Ведомостей» аналитики «Автостат инфо». Оживление продаж произошло после затяжного падения, которое продолжалось в апреле и мае.

В то же время по сравнению с прошлым годом показатели авторынка все еще демонстрируют глубокий провал: количество проданных машин в июне по сравнению с аналогичным месяцем прошлого года снизилось на 77%. В целом за I полугодие 2022 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года продажи упали на 56%, до 20 982 машин.

По данным агентства «Автостат»,  которое ссылается на АО «Электронный паспорт», KIA, Hyundai и Renault в этом году оказались в тройке самых популярных в Петербурге новых автомобилей при общем снижении продаж этих марок в I полугодии на 55-57%. Четвертое и пятое место заняли LADA и Skoda. При этом отечественный производитель уступил третье место, которое занимал в прошлом году, из-за более глубокого падения продаж — минус 62% по сравнению с первым полугодием прошлого года.

Независимый эксперт автомобильной и транспортной индустрии Сергей Бургазлиев рассказал, что несмотря на общее падение продаж в I полугодии, в июне по сравнению с маем небольшой подъем авторынка обеспечил запуск производств УАЗа, ВАЗа, а также Hyundai и KIA. Конвейер УАЗа после приостановки производства заработал в середине мая. АвтоВАЗ в начале июня тоже возобновил выпуск машин после очередного простоя, связанного с перебоями в поставках комплектующих. В конце мая СМИ со ссылкой на основателя холдинга «Автотор» Владимира Щербакова сообщали, что компания занялась сборкой Hyundai и KIA. Но предприятие сейчас выпускает в основном так называемые «некомплектные» автомашины и пытается решить проблему с поставками электроники.

Еще одной причиной оживления продаж стал отложенный спрос на фоне снижения ключевой ставки ЦБ. 10 июня регулятор принял решение снизить ставку с 11 до 9,5%, напоминает аналитик «Фридом финанс» Владимир Чернов, добавляя, что вслед за ней подешевели и автокредиты. «В предыдущие месяцы ставки были двузначными, что и обеспечило отложенный спрос на автокредиты», — прокомментировал эксперт.

Опрошенные «Ведомостями» аналитики отмечают относительную стабильность продаж китайских машин. За первое полугодие этого года в Петербурге было продано 1114 автомобилей марки Haval, это всего на 3% меньше, чем за аналогичный период предыдущего года. В «Автостат инфо» обратили внимание на возросший интерес еще к одной китайской марке – Chery: в июне она заняла пятое место по популярности у петербуржцев — было продано 143 машины. По данным ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД), Китай уже занял почти 20% российского рынка автомобилей. «[Стабильные] поставки идут только из Китая, остальное — под санкциями», — говорит PR-менеджер РОАД Вера Павлова.

Чернов считает, что китайский импорт автомобилей продолжит свой рост. Этому поспособствует уход западных производителей. Так, доля немецких авто уменьшилась с 13,3% до 6,8%. «Китайский автопром будет стремиться занять высвободившиеся 6,5% рынка», — рассказал эксперт.

При небольшом подъеме рынка новых автомобилей в июне относительно мая импорт продолжает сокращаться, говорят эксперты. В России пока не получил развитие параллельный импорт машин, отмечает Павлова. Минпромторг еще в мае разрешил параллельный импорт автомобилей. В список разрешенных к ввозу без согласия производителя вошли: Land Rover, Jeep, Jaguar, Chrysler, Bentley, Cadillac, Tesla, Volvo, Skoda, Toyota, Nissan и др. Но полноценно запустить процедуру мешают бюрократические проволочки, отмечает Павлова: не решены вопросы таможенного оформления, сертификации и гарантийного обслуживания. Бургазлиев также указал на сложность бюрократических процедур при налаживании параллельного импорта. Пока только частные лица могут ввозить в страну иностранные машины. Уже наблюдается прирост ввоза подержанных машин на Дальнем Востоке из Японии, образовались коридоры ввоза через Грузию, Армению и Белоруссию. Но это не покроет дефицита. «При этом мировой дефицит машин продолжается, и ждать, что в Россию хлынет поток автомобилей, когда бюрократические проблемы будут решены, тоже не стоит», — считает Павлова.

Она рассказала, что дилеры ожидают восстановления отечественного производства и запуск анонсированного «Москвича». В середине мая мэр Москвы Сергей Собянин заявил о планах по возобновлению производства автомобилей под маркой «Москвич» на национализированном в столице заводе Renault. По мнению Бургазлиева, запуск выпуска «Москвича» вряд ли состоится в этом году. На данный момент нет реальных действий по его реализации, отсутствует технологический партнер и концепция, говорит эксперт.

Собеседники «Ведомостей» настороженно дают положительный прогноз по восстановлению рынка новых авто до конца года. Чернов считает, что в июле рост может составить 10-12% к июню. До конца года простимулировать рынок может помощь со стороны государства в виде программы льготного кредитования, но главным фактором его восстановления станет общая экономическая ситуация. «Когда экономическая неопределенность спадет, и реальный уровень доходов начнет расти или хотя бы перестанет снижаться, тогда и спрос начнет повышаться более стремительно», — резюмировал эксперт.