Автотранспортная реформа не доехала до остановки

Новую модель обслуживания на пассажирском автотранспорте не удалось реализовать вовремя даже после двухлетней отсрочки
378 автобусов или около 15% от общего количества не удалось вывести на маршруты /«Третий парк»

Переход на новую модель транспортного обслуживания в Петербурге, третий этап которой планировалось завершить 15 июля, растянется до ноября. Ранее власти планировали в период с 1 апреля по 15 июля полностью изменить систему обслуживания пассажиров на автотранспорте, заменив практически весь автопарк новыми машинами средней и большой вместимости и изменив маршрутную сеть. На старые и новые маршруты рассчитывали вывести 2800 новых автобусов, большинство из которых работает на газовом топливе. Но как сообщил журналистам 15 июля председатель комитета по транспорту Валентин Енокаев, 378 автобусов или около 15% от общего количества не удалось закупить в срок. Также в городе не успели достроить часть новых остановочных пунктов.

Ранее в Telegram-канале комитета Енокаев сообщал, что замена автопарка растянется до 15 ноября. К 15 сентября прибудут 92 автобуса из недостающего количества, еще 112 единиц поступят к 15 октября, замена автопарка закончится лишь 15 ноября, когда приедет последняя партия из 174 автобусов.

С проблемами поставки новых автобусов столкнулся один из четырех перевозчиков, заключивших госконтракт с властями города,  – компания «Вест-сервис». На 88 маршрутах, пока останутся автобусы, которые были закуплены ранее. Енокаев отметил, что это машины 2015-2020 гг. выпуска. «Они нормативные, менее 7 лет, все низкопольные, большого класса. Они подстраховывают на период, пока производители исполнят весь заказ», — рассказал он.

«Вест-сервис» сейчас обслуживает 167 городских маршрутов, перевозки по ним обеспечивают 1289 автобусов, отметил директор по организации перевозок компании Роман Юренев. По словам Енокаева, поставки для компании задержал Volgabus: производитель столкнулся с проблемами производственного и логистического характера. Небольшая недопоставка также есть у белорусского производителя МАЗ. По словам автоэксперта Сергея Бургазлиева, трудности в автобусостроении возникли в России и Белоруссии из-за санкций. Белорусы начали постепенно выходить из сложившейся ситуации с помощью поставок через третьи страны, российские производители оказались в более сложной ситуации. «Сдвиг сроков – очень плохо, но существуют макропричины, которые накладывают свои отпечатки. Нужно быть реалистами», — говорит эксперт.

Остальные три частных перевозчика – «Третий парк», «Домтрансавто» и «Такси» – к 15 июля полностью завершили обновление техники и вывели на маршруты новый парк. «Третий парк» вывел на улицы 900 новых автобусов, «Домтрансавто» — 550, «Такси» — 60 машин.

Но продление сроков замены автопарка – не единственная проблема, с которой столкнулись власти города при переходе на новую модель автотранспортного обслуживания. С 1 апреля по 15 июля тремя этапами были упразднены 220 маршрутов. Уже в процессе реформы  выяснилось, что многие из отмененных маршрутов были востребованы, а новые не полностью удовлетворяли потребностям горожан. В результате властям пришлось на ходу подстраиваться под потребности жителей. «За первый квартал мы откорректировали порядка 80 маршрутов как по расписанию, так и по трассе движения. Вчера, до начала третьего этапа, тоже была проведена корректировка: 20 маршрутов изменились по расписанию», — рассказал Енокаев.

Он пояснил, почему власти города так торопились запустить новую модель транспортного обслуживания до 15 июля. Федеральное законодательство требует к этой дате заключить с перевозчиками государственный контракт. До этого существовали договорные отношения, которые, по словам Енокаева, не были настолько строгими для исполнения.

Не помогло и то, что из-за пандемии Смольный получил отсрочку для запуска новой модели на два года. «Первоначальный план подразумевал начало транспортной реформы в 2020 г., но коронавирус внес свои коррективы. Мы воспользовались дополнительным временем, чтобы улучшить маршрутную сеть и сегодня окончательно ее исполнить», — рассказал Енокаев.

Как пояснил чиновник, до перехода на новую систему Смольный точно не знал, какое количество пассажиров перевозят городские автобусы и маршрутки. Енокаев связал это с наличной оплатой проезда в маршрутках. «Маршрутки работали с приемом наличных средств: мы не знали количества пассажиров, которые они перевозят. Могли только предположить», — пояснил он.

Эксперты опасаются, что реальная необходимость в автобусном транспорте могла быть не до конца просчитана. Из-за перехода на автобусы средней и большой вместимости количество техники серьезно сократилось. В пресс-службе комитета не смогли ответить на вопрос «Ведомостей» о том, сколько устаревшего подвижного состава было выведено с улиц города. Но как отметили в «Третьем парке», компания заменила 1100 старых автобусов на 900 новых. По словам генерального директора компании «Такси» Татьяны Колюжной, автопарк перевозчика сократился в 3,5 раза: «У нас было порядка 200 автобусов до вчерашнего дня, осталось 60 на газе, до этого были дизельные автобусы».

Бургазлиев говорит, что работавшие раньше на городских улицах маршрутки в среднем вмещали от 13 до 18 мест и еще 5-6 мест — для стоящих пассажиров. Сейчас автобусы средней и большой вместимости позволяют перевозить от 30 до 100 пассажиров. При замене автопарка компании будут исходить не из удобства для пассажиров, а стремиться минимизировать свои расходы на перевозку в пересчете на 1 пассажирокилометр. «Ключевая задача любого эксплуатанта парка — снижение расхода топлива, снижение издержек на весь жизненный цикл автобуса, ремонтопригодность и унификация запчастей и процедур ремонта», — отмечает он.

По словам эксперта, альтернативой замене автопарка могла бы стать программа по его капитальному ремонту. Вместо этого транспортные компании вынуждены придумывать разные способы, как избавиться от старого автопарка, в первую очередь от дизельных автобусов.

Главный редактор проекта «Все о транспорте Петербурга» Владислав Булгаков рассказал, что компания «Вест-сервис» перенаправила устаревшую технику в другие филиалы в разных регионах России: в Ленинградскую область, Сочи, Ярославль, Новокузнецк, Петрозаводск и Волгоград. «Еще партию автобусов 2019 г. отправили в Сочи, а оттуда же пришли свежие Volgabus 2021 г. выпуска, которые соответствуют требованиям новых контрактов», — рассказал Булгаков.

«Третий парк» списал около 100 старых автобусов, еще 25 машин моделей ПАЗа и Yutong переоборудовали под кемпы. Они расположены на форте Константин. Привычный облик автобусов сменился на два отсека со спальными местами, душем, санузлом, обогревателями и небольшой кухонной зоной. В пресс-службе сообщили, что кемп можно арендовать на сутки за 4000 руб. В одном таком кемпе может разместиться до четырех человек.

Бургазлиев уверен, что часть автопарка можно было бы оставить в Петербурге после проведения капитального ремонта. «Не скажу, что тенденция к продаже старых автобусов в другие регионы положительная, тут необходимо, на мой взгляд, ввести федеральную программу по капремонту таких автобусов. Допустим, по замене ходовой части и двигателя с участием государства. Не все регионы могут закупить новые автобусы, тогда с учетом улучшенного сервиса было бы здорово на основе программы капремонта дать автобусам вторую жизнь. Тем более что в нынешней ситуации это будет выгоднее, чем приобретение новых автобусов», — уверен эксперт.