Ленобласть потратит на помощь Енакиево 1,2 млрд рублей

Деньги возьмут из резервного фонда региона несмотря на дефицит собственного бюджета
В целом же на все восстановительные работы в городе потребуется 15 млрд руб. /Пресс-служба администрации Ленинградской области

Губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко на пресс-конференции 2 августа сообщил, что регион готов ежегодно направлять на помощь подшефным территориям Донбасса от 1,2 до 1,5 млрд руб. в год. Так, в этом году планируется в общей сложности оказать поддержку на 1,2 млрд руб.

«Мы ожидаем расходы по Енакиево на 1 января 2023 г., то есть до конца этого года, 1,2 млрд руб. Из них 756 млн руб. будет вложено в жилищно-коммунальные и инфраструктурные проекты. Более чем 100 млн руб. пойдет на закупку медицинского оборудования», — рассказал Дрозденко, добавив, что на подшефной территории планируется отремонтировать дороги, уличное освещение, заменить водопроводные и канализационные сети, а также теплотрассы. Кроме того, регион поставит компьютерные классы, интерактивные доски и оборудование для столовых в 23 школы. Также продолжается поставка автобусов и вместе с Санкт-Петербургом – трамваев. Будет проведен ремонт трамвайного депо и другие работы.

По словам Дрозденко, деньги на Енакиево будут направлять из резервного фонда. Он, в свою очередь, наполнится за счет неосвоенных бюджетных средств. «У нас по очень многим программам, которые касались технического оснащения и переоснащения, которые должны проводить госучреждения и комитеты, определен дедлайн конкурсных процедур до 1 июля этого года. И у всех, кто не провел процедуру, мы эти деньги сейчас изымаем в резервный фонд губернатора. И из резервного фонда будем финансировать проекты в Енакиево», — пояснил он, не уточнив, какой размер на сегодняшний день имеет резервный фонд.

В целом же на все восстановительные работы в городе потребуется 15 млрд руб., оценил Дрозденко, добавив, что регион не готов полностью профинансировать эти расходы в ближайшее время. По его словам, ежегодно Ленобласть готова выделять на помощь территориям Донбасса не более 1,5 млрд руб. без ущерба для собственного бюджета.  

Напомним, что бюджет Ленинградской области на этот год является дефицитным. В декабре прошлого года депутаты заксобрания приняли закон «Об областном бюджете Ленинградской области на 2022 г. и на плановый период 2023 и 2024 гг.» с дефицитом на 2022 г. в размере 3,5 млрд руб., но в марте за счет поправок дефицит увеличили до 20,9 млрд руб. По данным сервиса «Открытый бюджет Ленинградской области», на 1 августа текущий дефицит бюджета региона уже составил 6,3 млрд руб. Чтобы покрыть дефицит, власти планировали впервые за последние семь лет взять банковский кредит на 3,5 млрд руб. Но как отметил Дрозденко на пресс-конференции, пока регион готов обойтись без займа и покрыть дефицит другими источниками финансирования.

«Мы рассчитываем покрыть дефицит бюджета за счет того, что у нас были на начало года свободные денежные средства от бюджета прошлого года: мы доходную часть бюджета перевыполнили, а расходную выполнили на 95%. Эти 5% плюс перевыполнение доходной части — это как раз свободные остатки, которые были на начало года. Также мы перекроем дефицит за счет увеличения доходной части бюджета», — сообщил губернатор. 6 июля выступая перед региональными депутатами  Дрозденко говорил, что в первом полугодии доходы в казны на 24 млрд руб. превысили прошлогодние.

Доцент кафедры экономики СЗИУ РАНХиГС Дмитрий Десятниченко отмечает, что в случае с Ленинградской областью и Енакиево политические решения будут находиться на первом месте, а экономические – на втором. «Это федеральная инициатива и Ленобласть тоже получила сферу своей ответственности», — подчеркнул он. Поэтому регион вынужден искать возможные экономические пути для решения политической задачи.

В то ж время Десятниченко считает, что в Ленобласти нашли действительно эффективный механизм финансирования: если бюджетные деньги не были потрачены в силу объективных причин, их можно быстро использовать на иные цели. При этом экономика может даже получить дополнительные преференции, если будет привлекать региональных исполнительный для проведения восстановительных работ. «Для местных фирм, которые будут участвовать в восстановлении — это будет дополнительный госзаказ. А мы помним, что деньги, которые тратятся из бюджета, на 30-40% возвращаются обратно в виде налогов. И момент, связанный с допзаказом для местных хозяйствующих субъектов – это даже благо», — пояснил эксперт.

Политолог Дмитрий Солонников тоже считает, что несмотря на имеющийся собственный дефицит бюджета помощь Енакиево и другим территориям Донбасса не станет непосильной задачей для Ленобласти. Доходы региональной казны на этот год запланированы в объеме около 167 млрд руб. «1 млрд руб. на Енакиево – это меньше 1% бюджета Ленобласти», — подчеркивает эксперт. Солонников добавляет, что часто регионы специально верстают бюджеты с определенным дефицитом, чтобы быть более гибкими в привлечении дополнительных средств в случае необходимости. «В Ленинградской области стабильная финансовая ситуация, у региона есть возможность оказать содействие другой территории. Проблема будет даже не в выделении денег, а в том, как этот процесс финансово грамотно организовать, чтобы деньги действительно доходили до потребителей, а не «рассасывались» по дороге», — прокомментировал политолог.

Аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов напоминает, что правительство РФ готово помогать регионам с финансированием дефицита бюджета, чтобы снизить нагрузку. «Правительство в этом году приняло решении о льготном финансировании дефицитов бюджетов регионов под 0,1% годовых, чтобы им было легче справляться с экономическими последствиями западных ограничений. Коммерческие кредиты под такую низкую ставку найти невозможно», — подчеркнул он, добавив, что текущий дефицит Ленобласти является небольшим.