Авторынок начал оживать

В июле в Петербурге выросли продажи китайских и российских марок машин
Восстановление спроса простимулирует запуск льготной программы автокредитования /«Ключавто»

Продажи новых автомобилей в Петербурге в июле по сравнению с июнем увеличились на 7,3%, всего было реализовано 2058 машин. Об этом в ответ на запрос «Ведомостей» сообщили аналитики агентства «Автостат инфо».

Несмотря на незначительный рост за месяц, годовая динамика все еще показывает глубокое падение. По сравнению с июлем 2021 г. снижение достигло 75%. В целом за первые семь месяцев было реализовано 23 040 автомобилей, что на 58,7% меньше, чем годом ранее.

Значительное падение в июле показали корейские бренды. Так, продажи одной из самых популярных марок Kia Rio по сравнению с аналогичным месяцем прошлого года сократились в 2,5 раза, Hyundai Solaris – в 4,3 раза, Hyundai Creta – в 4,5 раза. В то же время китайские автомобили продемонстрировали рост как к июню этого, так и к июлю прошлого года. В июле была реализована 91 машина Haval Jolion против 60 единиц в июне и 64 в июле прошлого года. Практически на уровень прошлого года вышли продажи Geely Coolray (в июле продано 96 автомобилей против 68 в июне и 100 в июле прошлого года). В прошедшем месяце также было реализовано 85 авто Chery Tiggo 7Pro (в июне – 66 машин, в прошлом году — 101).

Среди российских брендов на прошлогодний уровень продаж вышла Lada 2190 Granta: реализовано 83 машины в июле против 36 в июне и 82 в июле прошлого года. А вот продажи Lada Vesta рухнули более чем в 10 раз: в июле было реализовано всего 57 машин против 71 в июне и 587 в июле прошлого года.

По мнению генерального директора «Infoline-аналитики» Михаила Бурмистрова, пока о реальном оживлении рынка говорить рано. «Продажи сейчас минимальны как на первичном, так и на вторичном рынках. Здесь целый комплекс факторов, связанных с тем, что серьезно просело и только начинает восстанавливаться потребительское кредитование. Очень серьезно ограничено предложение: почти все российские заводы иностранных брендов стоят. А то, что сейчас делает тот же АвтоВАЗ без подушек безопасности – это приобретение на крайний случай в рамках каких-то программ господдержки», — говорит эксперт.

Напомним, что в июне после длительного простоя завод в Тольятти возобновил выпуск Lada Granta, однако в новой комплектации не предусмотрены подушки безопасности и антиблокировочная система тормозов (АБС). Глава Минтранса Виталий Савельев заверил, что это временная мера. В конце мая «Автотор» сообщал, что компания занялась сборкой Hyundai и KIA, но выпускает «некомплектные» автомашины, пытаясь решить проблему с поставками электроники. Петербургские заводы Hyundai, Nissan и Toyota продолжают оставаться в режиме простоя.

Бурмистров говорит, что текущие цены на автомобили в России в долларовом выражении при нынешнем курсе рубля оказались выше, чем в зарубежных странах. «А это важная причина, почему рынок стоит», — добавляет он.

В ближайшей перспективе рост продаж будут обеспечивать китайские и российские марки, что уже видно по июльской статистике – росту реализации Geely, Haval и Chery. «Марка Chery в России не собирается, это только импорт. Но они решили свои проблемы с логистикой и с середины июня продают в России импортные машины», — отмечает независимый автоэксперт Сергей Бургазлиев. Завод Haval в Тульской области возобновил работу еще в мае и продолжает поставки. Geely сейчас также ведет отгрузку своих машин в российские дилерские центры.

Бургазлиев отмечает, что частично восстановление спроса простимулирует запуск льготных программ. В середине июля Минпромторг возобновил программу льготного кредитования на покупку российских автомобилей. Базовая скидка в обновленной программе составит 10-20% от цены автомобиля, а для автомобилей, реализуемых в субъектах ДФО — 25% для компенсации стоимости доставки автомобилей из европейской части России. В программах льготного автокредитования будут участвовать все модели УАЗ, LADA, ГАЗ, КАМАЗ, УРАЛ стоимостью до 2 млн руб. и все электромобили Evolute, произведенные на заводе «Моторинвест» в Липецке. На них действует повышенная скидка 35% от стоимости автомобиля, но не более 925 000 руб.

При этом производимые в России иностранные марки автомобилей в программу не попали, подчеркивает Бургазлиев: они в том числе не вписались в ограничение по стоимости в 2 млн руб. «Получается, что государство стимулирует только российских производителей. И наверное они в какой-то степени покажут рост. Но такая политика отпугнет приход в Россию новых инвесторов, в частности, китайских. Если мы так ждем их прихода, то надо показать, что для всех правила игры едины», — уверен эксперт. Он напомнил, что компания «Хавейл мотор мануфэкчуринг рус» в 2020 г. обязалась вложить 42,4 млрд руб. в локализацию производства в России, подписав с властями специнвестконтракт. «Но ни один Haval в эти деньги (2 млн руб. – «Ведомости») не вписывается», — подчеркнул Бургазлиев.

По мнению экспертов, существенное оживление продаж можно будет ждать только осенью по мере увеличения предложения и реального запуска параллельного импорта. По словам Бургазлиева, сейчас он так и не заработал: «Пока параллельный импорт никак себя в масштабах не проявил из-за бюрократических проблем и непонимания механизма работы таможни и выпуска товаров в обращение». Бурмистров отмечает, что для активизации продаж но российском рынке нужен более адекватный курс рубля, при котором долларовые цены на машины на машины в стране будут ниже, чем заграницей.