Петербургские отели не смогли вернуть допандемийную доходность

Туристический поток в регион в этом году вырос на треть, но отели отметили рост загрузки лишь на 12%
Турпоток в Петербург в январе-августе этого года составил 5,54 млн человек /Пресс-служба правительства Санкт-Петербурга

Увеличение туристического потока в Петербург в этом году позволило местным отелям и гостиницам нарастить показатели загрузки и доходности по сравнению с прошлым годом.  Но к допандемийному уровню доходности они так и не вернулись. По данным аналитического агентства Hotel Advisors, основанных на статистике 144 средств размещения «3-5 звезд», выручка на доступный номер (REVPAR) в этом году по сравнению с прошлым выросла на 17%, но оказалась на 20,4% ниже, чем в 2019 г. и на 9,2% ниже, чем в 2018 г.

По данным комитета по развитию туризма Санкт‑Петербурга, турпоток в январе-августе этого года составил 5,54 млн человек. Это на 30% больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Как сообщил управляющий партнер компании Hotel Advisors Сергей Данильченко на встрече делового клуба отельеров, организованной Федерацией рестораторов и отельеров России (ФРИО), по отношению к 2021 г. году в целом отели продемонстрировали рост по всем ключевым показателям. Если после февраля и до начала лета заполняемость и средняя стоимость номера проседали, то июль-август стал стабилизирующим периодом, за который отелям удалось поднять показатели.

Так, средняя цена за номер за ночь (ADR) в Петербурге за восемь месяцев по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в среднем выросла на 6,6%. Самый высокий рост стоимости показал август – на 25% до 5700 руб. в среднем за номер в сутки. Динамика загрузки в январе-августе увеличилась на 12,4%. Самой высокой она была в июле – 78% (против 55,4% в июле прошлого года).   

В наиболее комфортной ситуации оказались гостиницы «3 звезды». Они пользовались наибольшим спросом и прошли этот период более стабильно. Средняя цена за номер в этой категории по итогам года выросла на 10,8%, загрузка – на 17,1%, а выручка на доступный номер – на 25,1%.

«В июле-августе некоторые отели «3 звезды» превысили показатели 2018-2019 гг. Одним из объяснений такой ситуации может быть то, что спрос на отели сейчас находится в той категории, в которой себе могут позволить приезжающие. И это в первую очередь «3 звезды»», — отметил Данильченко, добавив, что частично под увеличившийся спрос попали и отели «4 звезды».

По оценке Данильченко, даже с учетом успешного июля-августа доход отелей на имеющиеся для продажи номера и другие показатели отстают от данных 2018-2019 гг. Хуже всего ситуация обстоит с категорией «5 звезд». Она показала падение загрузки и выручки на доступный для продажи номер из-за отсутствия иностранных туристов даже по сравнению с прошлым годом: за восемь месяцев этого года REVPAR снизился на 6,6%, загрузка – на 9,7%. Прогноз по дальнейшей динамике относительно предыдущего года скорее негативный, говорит Данильченко.

Генеральный директор отеля Hilton St.Petersburg Expoforum Елена Рейзентул тоже отметила, что из-за отсутствия иностранных гостей уровень цен в отелях «4-5 звезд» в этом году снизился. «В  июне этого года перед началом ПМЭФ  можно было совершенно спокойно даже за день – за два найти номер за 15 000 руб. в сутки, чего раньше не случалось», — рассказала она. Те гостиницы, которые не стали снижать заявленные изначально цены, в итоге столкнулись с уменьшением загрузки.

«Если в Москве с началом бизнес-сезона ситуация в этом сегменте может стабилизироваться на уровне прошлогодних показателей, то в Петербурге, наоборот, высокий сезон завершается, все показатели начнут снижаться», — говорит Данильченко. Он не исключил, что на фоне падающего спроса отели «5 звезд» могут начать снижение цен на размещение: «В такой ситуации будет достаточно трудно удерживать нужный ценовой диапазон для сохранения операционных показателей. И в какой-то момент может начаться непривычное для данного сегмента снижение цены. Как тактическое решение это может привести к определенному росту загрузки, но стратегически это может повлиять на изменение качества, уровня сервиса и позиционирования отеля, что будет весьма сложно восстановить в будущем».

В то же время Рейзентул не видит дальнейших перспектив падения цен, даже в связи с возможных ухудшений ситуации на рынке из-за объявления в России частичной мобилизации. «В большинстве отелей применяется динамическое ценообразование, которое реагирует на уровень спроса. В октябре-ноябре цены всегда снижаются из-за наступления низкого сезона, но компенсировать новый виток потери турпотока регулированием стоимости проживания не получится», — пояснила она

Генеральный менеджер River Palace Hotel Евгений Жук отметил, что сложные ситуации на гостиничном рынке случаются за последние три года не первый раз, отели и ресторанная сфера научились быстро адаптироваться к изменениям. «Если раньше мы считали, что нет возможности что-то прогнозировать дольше чем на месяц, сейчас мы понимаем, что на основе предыдущих событий уже можно делать какие-то прогнозы», — добавил он.

Пока на фоне объявленной частичной мобилизации рынок не столкнулся с массовыми отменами бронирований, говорит Жук. Но в случае их появления гостиницы начнут адаптироваться и менять подход к привлечению посетителей, переориентируются на новые категории туристов. «Например, усилят работу по проведению мероприятий и таким образом продолжат заполнять отель», — пояснил эксперт.

При этом Жук тоже не прогнозирует существенного падения цен на рынке, не считая сезонного снижения. Но чтобы сохранить посетителей, отели будут предлагать дополнительные программы лояльности и различные бонусы. «Опыт предыдущих лет показывает, что это работает. Демпинговать никто не будет», — подчеркнул он.

По итогам года ситуация вряд ли улучшиться, считает Данильченко. «За эти восемь месяцев ситуацию удалось стабилизировать. Но к чему приведут текущие  события – пока неизвестно. Уже есть определенное напряжение с точки зрения бронирований, от гостей уже пошли отмены. Этот «нервный» период обязательно скажется на деятельности отелей, но насколько серьезно показатели пойдут вниз – спрогнозировать сложно», — говорит Данильченко. Он добавил, что если ситуация не усугубится, по итогам года гостиничный рынок выйдет на схожие с прошлым годом показатели.