Производство автомобилей в Петербурге упало на 85%

В Ленинградской области объем выпуска комплектующих для автопрома сократился на 65%
Власти России имеют право национализировать закрывшиеся автопредприятия /Freepik

Объем производства автомобильной промышленности Санкт-Петербурга в январе-августе этого года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сократился на 85,5%, Ленинградской области — на 65%. Такие данные приводит Петростат.

Остановка производства сказалась и на показателях оборота компаний автопрома. В Санкт-Петербурге он снизился на 62,4% до 131,8 млрд руб., в Ленинградской области — на 42,4% до 7,2 млрд руб. (после остановки линий производители еще продолжали отгружать продукцию со складов).

Сильнее всего кризис в автомобильной промышленности отразился на Петербурге, где находились сразу три крупных производителя машин и несколько компаний, выпускающих комплектующие. 1 марта остановилось производство «Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус» вместе с дочерними предприятиями «Сангву Хайтек Рус», «Сэчжонг Рус», «НВХ Рус», «Дувон Рус», «Дэвон Рус», «Донхи Рус» и «Шинь Ян Рус». 4 марта о закрытии производства сообщили в Toyota Motor, а 1 апреля в режим простоя ушел Nissan.

Ленинградская область пострадала меньше: в пресс-службе правительства региона «Ведомостям» уточнили, что на территории субъекта производят только комплектующие и принадлежности для автотранспортных средств. В этой отрасли работают компании «Йура Корпорейшн», «МВ Кингисепп», «Ти Ай Аутомотив», «Форесия Интериор» и другие. Из вышеперечисленных только «МВ Кингисепп» (специализируется на выпуске стальных штампованных дисков) продолжает работать в обычном режиме, остальные ушли в простой.

Опрошенные «Ведомостями» эксперты уверены, что в краткосрочной перспективе положительных изменений ждать не стоит. С точки зрения экономики обоих регионов автопром не является бюджетообразующей отраслью. Так, на долю производителей автотранспортных средств и прицепов в Петербурге в прошлом году приходилось лишь 3,1% от всего оборота организаций города (в этом году — 0,6%), в Ленобласти – 0,6% в прошлом году и 0,3% — в этом. В то же время кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики СЗИУ РАНХиГС Дмитрий Десятниченко считает, что потеря отрасли станет существенным ударом для обоих регионов, допускать который нельзя. По его мнению, более перспективным сейчас является возобновление работы на заводе «Хендэ». «Корейцы более спокойно относятся к политической ситуации», — поясняет эксперт.

Сложнее обстоит ситуация с двумя другими производителями. В конце сентября компания Toyota Motor заявила, что после шести месяцев простоя не видит перспектив возобновления работы завода в Санкт-Петербурге и приняла решение о полном прекращении производства. Nissan, приостановивший работу в марте, планировал возобновить ее в сентябре. Но в начале месяца компания сообщила, что продлевает режим простоя на заводе в Петербурге до конца 2022 г.

Адвокат Балтийской коллегии адвокатов имени Анатолия Собчака Елена Менде говорит, что теоретически власти имеют право национализировать закрывшиеся автопредприятия. Но этот путь связан как с репутационными издержками, так и с необходимостью соблюсти ФЗ «Об иностранных инвестициях». «Статья 8 предусматривает, что имущество иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями не подлежит принудительному изъятию, в том числе национализации, реквизиции, за исключением случаев и по основаниям, которые установлены федеральным законом или международным договором Российской Федерации», — уточнила юрист.

По ее мнению, применение реквизиции и конфискации также крайне маловероятно. Все упомянутые варианты изъятия имущества для государственных нужд требуют выплаты выкупной стоимости собственнику. Другим способом передачи активов может стать появление в законодательстве механизмов управления и владения подобными предприятиями. «Основная проблема, с которой столкнутся законодатели – определение источника финансирования таких предприятий на время поиска инвестора, который будет готов перезапускать бизнес в контексте ограничений, связанных с интеллектуальной собственностью международных концернов и недостатком запасных частей, деталей и материалов для производства полного цикла», — подчеркнула Менде.

Самым худшим вариантом для Петербурга и Ленобласти станет консервация и вывоз оборудования с закрывшихся автомобильных предприятий, уверен независимый эксперт автомобильной и транспортной индустрии Сергей Бургазлиев. Он тоже считает, что шанс  возобновить производство на заводе «Хендэ» самый высокий.

Бургазлиев рассказал, что направлял предложения в Минпромторг и Минэкономразвития с вариантами возможных схем возобновления производства на автозаводах. Первая подразумевает выкуп государством активов предприятий с последующим привлечением производителей из Китая, Индии или Ирана. «Вторая схема — возрождение советских марок, но опять же по формату «Москвича»: на первых парах это производство из иностранных комплектов, но с учетом локализации и ориентации на Петербург и Ленобласть с газомоторным топливом», — отметил эксперт.

По его мнению, до конца года вряд ли стоит ждать возобновления работы автопредприятий и каких-то действий российских властей в их отношении. При этом индекс промышленного производства в этом секторе продолжит снижаться.