Продажи непродовольственных товаров в августе показали годовой антирекорд

Оборот розничной торговли непродовольственной продукцией в Петербурге  упал на 27%, в Ленобласти — на 23%
На региональном рынке одежды, обуви, аксессуаров и бижутерии падение продаж фиксируется с февраля /Freepik

В августе 2022 года оборот розничной торговли непродовольственными товарами в Петербурге в финансовом выражении сократился на 27% по отношению к аналогичному периоду прошлого года и составил 101,2 млрд руб., следует из данных Петростата (статистика за сентябрь еще недоступна). Динамика оборота показывает, что снижение началось в апреле (на 25%) после объявления СВО, но в августе было зафиксировано самое глубокое падение с начала года.

В Ленобласти в августе оборот непродовольственной розницы составил 27,2 млрд руб., показав падение к аналогичному периоду прошлого года на 23%.

Оборот розничной торговли продуктами питания, напротив, почти весь год показывал незначительный прирост. Но в Петербурге в течение восьми месяцев текущего года он не превышал 5%. В Ленобласти самый большой прирост в данной категории зафиксирован в апреле и мае – плюс 13% и 12%, соответственно. В августе прирост находился на уровне 5%. 

Как отмечает генеральный директор Infoline Иван Федяков, если розничная торговля продуктами стагнирует, то непроводовольственная розница показывает падение, которое будет только усиливаться в третьем и четвертом кварталах. «Сейчас сектор находится под влиянием двойного удара. С одной стороны, потенциальные покупатели перестают брать кредиты на приобретение бытовой техники, электроники и мебели, которая более чем на 50% зависела от кредитования. С другой, на фоне снижения доходов оставшиеся средства тратятся на того, чтобы погасить уже имеющиеся кредиты», – объяснил Федяков. 

Как отмечает эксперт, основным фактором снижения оборота непродовольственной розницы стало падение продаж автомобилей. По данным «Автостат инфо»,  с января по сентябрь в Петербурге оно составило 61% в годовом выражении. Тем не менее, как отмечает Федяков, это падение частично компенсировалось не столь драматичным снижением в других категориях непродовольственной розницы.

На региональном рынке одежды, обуви, аксессуаров и бижутерии падение продаж фиксируется с февраля, в том числе из-за повышения цен, неуверенности в завтрашнем дне и снижения покупательской способности, отмечает соучредитель Ассоциации непродовольственной торговли Ирина Валерьянова. В августе оно составило около 15%, а в сентябре – 20%. Покупатели в конце сентября стали чаще отказываться от забронированных моделей. По наблюдениям Валерьяновой, после объявления о мобилизации, потребители стали чаще посещать магазины для охоты и рыбалки, в которых продается экипировка, форма и термобелье.

Падение продаж наблюдается и на региональном рынке ювелирной продукции. При этом фиксируются тенденции, не характерные для российского рынка в целом, отмечает директор по маркетингу и организации розничных продаж сети «585*Золотой» Андрей Шляев. «Если в среднем по стране продажи обручальных колец выросли на 17,5%, то в Петербурге такого роста нет. Сокращается доля продаж золотых и серебряных украшений, а также средний чек и пользование услугами, например, обмен», — добавил Шляев. 

Кризисные явления затронули и бизнес, занимающийся продажами периодической печати. Генеральный директор компании «Святослав», отмечает, что оборот газет и сопутствующей продукции (игрушек и канцелярских принадлежностей) в августе в годовом выражении упал на 30%. 

В сети магазинов косметики «Улыбка радуги», напротив, отметили увеличение продаж – в августе наблюдался наиболее значительный прирост выручки с начала марта, который составил 25% по сравнению с августом 2021 г. Но, как рассказали изданию в пресс-службе сети, с начала СВО потребители стали чаще делать покупки, а единоразово покупать меньше, что характерно для кризисных явлений в экономике. Также в компании отмечают прирост сегмента «средний минус» и рост доли СТМ (собственная торговая марка), на который покупатели переключись после подорожания известных брендов косметики и бытовой химии. 

В пресс-службе маркетплейса Ozon «Ведомостям» рассказали, что в первом полугодии (более свежие данные недоступны) быстрорастущими категориями в непродовольственном сегменте с точки зрения оборота продаж стали товары для строительства, мебель, зоотовары, обувь и аксессуары, а падения не наблюдалось ни по каким группам.

По мнению Федякова, такая ситуация связана с тем, что люди сейчас реже посещают торговые центры на фоне снижения доходов, но потребности в покупке товаров у них остаются. Соответственно, оффлайн на фоне текущих экономических условий становится менее привлекательным для потребителя, добавляет эксперт.