Продажи новых российских и китайских автомобилей в сентябре побили рекорд

Эксперты связывают это с отсутствием предложения европейских, корейских, американских и японских марок и отложенным спросом
В сентябре наиболее популярными машинами у петербуржцев стали Lada Granta, Haval Jolion и Chery Tiggo 7 Pro /АвтоВАЗ

Продажи новых автомобилей в Санкт-Петербурге в сентябре выросли на 51% по сравнению с августом. В августе было продано 1752 автомобиля, а в сентябре уже 2647, сообщили «Ведомостям» аналитики «Автостат инфо».

Но продажи в сентябре далеки от аналогичных показателей предыдущего года, когда было реализовано 7257 машин. Показатель снизился на 61%. Всего по итогам третьего квартала количество продаж составило 27 439 машин, а годом ранее за январь-сентябрь было реализовано 70 454 автомобилей.

По данным «Автостат инфо», в сентябре наиболее популярными машинами у петербуржцев стали Lada Granta, Haval Jolion и Chery Tiggo 7 Pro. Стоит отметить, что в первом месяце осени они показали рекорд продаж: по сравнению с аналогичным месяцем прошлого года реализация Lada Granta выросла боле чем в 6 раз до 317 машин, Haval Jolion – почти в 4 раза до 190 автомобилей, а продажи Chery Tiggo 7 Pro и вовсе выросли с нуля в прошлом сентябре до 134 машин в этом. Все три марки показали рост спроса и по сравнению с августом этого года – на 14,4%, 8,57% и 857,14% соответственно.

На четвертом и пятом месте в сентябре по количеству продаж также оказались «китаец» и российский автомобиль: было реализовано 93 Geely Coolray (рост продаж за месяц на 342,86%) и 83 машины Lada 2121 Niva (+97,62%).

Опрошенные «Ведомостями» эксперты полагают, что рост продаж новых автомобилей в сентябре был связан с эффектом отложенного спроса. Аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов подчеркнул, что именно в сентябре Банк России понизил ключевую ставку до допандемийных значений в 7,5%.

Аналогичного мнения придерживается партнер Strategy Partners Алексей Волостнов. Он отметил, что рост в процентном соотношении не должен вводить в заблуждение из-за его краткосрочного эффекта. «Рост продаж в сентябре носит локальных характер и в большей степени связан с фактором отложенного спроса. Рост в процентном отражении не должен вводить в заблуждение — это исключительно временное явление и его нельзя трактовать как тенденцию к восстановлению рынка», — считает эксперт.

Волостнов уверен, что лидерство на рынке Петербурга Lada Granta объясняется ее относительной доступностью при снижении платежеспособности населения, а также уверенностью в последующем обслуживании. «Аналогичные процессы происходят и в сегменте китайских брендов — у клиентов есть уверенность, что после покупки не возникнет проблем с обслуживанием и запасными частями», — подчеркнул эксперт.

При этом рынок машин с пробегом в Санкт-Петербурге не показывал роста в сентябре. По данным «Автостат инфо», среди топ-5 популярных машин в городе остаются Ford Focus, Volkswagen Polo, Kia Rio, Hyundai Solaris и Skoda Octavia. Но их продажи даже в сравнении с августом отрицательные, изменения находятся в диапазоне от минус 0,55% до минус 16,16%. Исключение составили только Renault Logan и BMW 5 серии (они на шестом и седьмом месте по популярности), которые прибавили за месяц 6,64% и 3,37% соответственно. Однако в сравнении с предыдущем годом рынок подержанных авто тоже не восстановился. Продажи популярных среди петербуржцев авто показывают еще больший спад. Так, Ford Focus покупают на 21% меньше, Volkswagen Polo — на 15,7%, а Kia Rio — на 8,4%.

Волостнов считает, что снижение объема продаж подержанных машин связано с тем, что потребители не готовы менять автомобили в виду отсутствия целого ряда новых моделей из США, Европы, Кореи и Японии. «Потребители сейчас не склонны к замене авто на новые и предпочитают пользоваться имеющейся машиной — в т.ч. из-за отсутствия ряда новых моделей европейских марок, их возросшей стоимостью и длительными сроками ожидания. В этой ситуации у потребителей снижается мотивация продавать б/у автомобиль, так как стоимость аналогичной новой машины значительно выше», — резюмировал эксперт.

Волостнов прогнозирует восстановление рынка авто не раньше, чем к IV кварталу 2023 г., такие данные подтверждаются макроэкономическими прогнозами Правительства РФ и Всемирного банка, но все будет зависеть от целого ряда факторов, которые сейчас трудно прогнозировать.

Генеральный директор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров подчеркнул, что перспективы восстановления рынка просматриваются крайне слабо. Фактор мобилизации и последовавший отъезд нескольких сотен тысяч представителей среднего класса России и обеспеченных слоев населения будет сказываться на рынке автомобилей. В связи с этим, уверены аналитики, интерес к российским и китайским машинам продолжит расти.