Продуктовый ритейл теряет кадры

Дефицит сотрудников в петербургских магазинах после пандемии не исчез, а только усилился на фоне мобилизации и СВО
Рост спроса на линейный персонал в продуктовом ритейле оказался гораздо выше, чем на другие схожие специальности /Freepik

С начала 2022 г. в Санкт-Петербурге было размещено почти 9300 вакансий продавцов-кассиров в продуктовом ритейле, сообщили «Ведомостям» в hh.ru. Это на 30% больше, чем за весь 2021 г., подчеркнули аналитики сервиса.

Рост спроса на линейный персонал в продуктовом ритейле оказался гораздо выше, чем на другие схожие специальности, что говорит о растущем дефиците кадров в этом сегменте. Так, спрос на грузчиков в этом году превысил прошлогодний всего на 3%. В то же время востребованность кадров более высокой специализации (например,  управляющих продуктовым магазином) еще не догнала уровень прошлого года (-21%).

Директор торговой сети «Вкустер» Сергей Плис оценил общий дефицит работников в отрасли и недоукомплектованность кадрами (продавцами кассирами, работниками торгового зала и др.) в 50%. «В 2020 г. у меня ситуация с кадрами была лучше, чем сейчас», — подчеркнул он. По словам директора по связям с общественностью торговой сети «Лента» Марии Филипповой, с начала пандемии, когда отрасль начала остро нуждаться в сотрудниках, ситуация практически не изменилась.  «Мы все еще испытываем недостаток в линейном персонале и IT. Не хватает работников торговых залов, пекарей, кондитеров, поваров, работников собственного производства и кассиров», — говорит она.

Начало СВО на Украине и частичная мобилизация только обострили проблему, говорит совладелец сети «РеалЪ» Александр Мышинский: «Не хватает персонала, который был потерян во время мобилизации: грузчики, сборщики, водители. По новому персоналу в этом году текучка выросла». Тренд на выезд заграницу также привел к дефициту управленцев. «Если в 2020 г. не было проблем с руководящим персоналом, то теперь они появились. Есть ощущение, что это связано с оттоком населения за рубеж после СВО. А притока нет, несмотря на закрытие ряда магазинов в связи с уходом иностранных компаний», — подчеркивает Плис.

На фоне острого дефицита торговые сети начали менять подход к найму сотрудников. Так, в отрасли увеличилась доля временного персонала и работников, занятых по гибкому графику. «Мы активно вводим с 2021 г. гибкий режим работы, это возможность формировать график под свои потребности. Раньше это было не распространено», — рассказала Филиппова. Большинство сетей стали более охотно брать претендентов без опыта, чего раньше старались избегать.

В пресс-службе продуктовой сети «Магнит» «Ведомостям» рассказали, что на рынке увеличилось количество предложений с повышенным EVP (employee value proposition — ценностное предложение работодателя. – «Ведомости»). Работодатель теперь позволяет сотрудникам не только выбирать себе график, но и сроки выплаты зарплаты, премий и предоставление льгот. «Кандидат в 2022 г. сразу проясняет эти особенности и это стало уже нормой, а не исключением. Модель рынка труда в 2022 г. четко закрепилась и 100% ориентирована на кандидата – выбирает не работодатель, а кандидат. Кандидаты не боятся уволиться через неделю, так как спрос на рядовой персонал велик», — рассказали в пресс-службе.

В «Магните» тоже отмечают, что не почувствовали притока кадров от непродуктового сегмента. Из-за нехватки сотрудников сети вынуждены сокращать использование собственного персонала и наращивать количество временных работников, которые хотят получать выплаты ежедневно и иметь минимальную ответственность.

Директор «Вкустера» рассказал, что сеть использует услуги аутсорсинговых компаний, которые предоставляют, в основном, временные кадры из ближнего зарубежья. Но это помогает лишь частично решить проблему. «Мы пользуемся их услугами, но хотелось бы иметь своих сотрудников, которых можно обучать», — подчеркнул он.

Чтобы улучшить ситуацию с кадрами, большинство сетей пошли в этом году на увеличение зарплат для линейного персонала. По словам Мышинского, самый большой подъем зарплат в отрасли был отмечен в 2021 г., когда после первого пандемийного года начал оживать рынок общепита и ритейл стал конкурировать ним за кадры. Кроме того, повлияла конкуренция с маркетплейсами, которые активно набирали курьеров. «За последние два года, по моим оценкам, зарплаты выросли на 20-25%», — рассказал он.

В этом году рост продолжился. По данным hh.ru, в среднем с начала года зарплатные предложения в отрасли выросли на 2000 руб.: с 41 000 руб. в январе до 43 000 руб. в октябре. При этом медианная зарплата продавца-кассира в Санкт-Петербурге составляет 44 626 руб. В пресс-службе сервиса обратили внимание на то, что продуктовый ритейл существенно уступает средним доходам в городе. Так, средняя медианная зарплата, которую работодатели предлагают в Петербурге, в конце сентября достигала 61 950 руб. Это снижает конкурентоспособность ритейла: «Соискатель может выбирать, пойти ему в продавцы, курьеры или официанты», — подчеркнули в пресс-службе.

В сети «РеалЪ» летом подняли зарплату всем сотрудникам на 10%, рассказал Мышинский. «Это много, поскольку рентабельность самого бизнеса не растет», — пояснил он. В пресс-службе «Ленты» сообщили, что сеть также проиндексировала зарплаты, однако не уточнили на сколько. Также компания разрабатывает новые способы премирования, чтобы удержать персонал.

Во «Вкустере» с начала года зарплаты выросли на 5-7%, средняя зарплата продавца составляет около 45 000 руб. Сотрудникам также начисляют бонусы на карту, проводят стимулирующие конкурсы, ведут регулярное обучение за счет компании. В стимулирующий пакет для постоянных сотрудников также входят оплата медуслуг, фитнеса и др.

Но Мышинский подчеркивает, что работников, прежде всего, интересует оклад, а не бонусная часть. Линейный персонал приходит в сети, чтобы зарабатывать, а не за перспективным ростом. А зарплата в продуктовом ритейле все еще не стала привлекательным для сотрудников фактором.