Российские грузоотправители «распробовали» Севморпуть

Несмотря на ограниченную по времени навигацию и другие издержки, популярность маршрута продолжит расти, считают эксперты
Segezha Group 9 октября впервые отправила грузы в Китай по СМП атомным лихтеровозом «Севморпуть» /«Росатомфлот»

Российские экспортеры и импортеры, столкнувшиеся в этом году с ограничениями отправки и получения товаров по традиционным морским каналам в Китай через европейские порты, начали активно использовать контейнерные перевозки из Санкт-Петербурга по Северному морскому пути. Официальная статистика об объемах транспортировки контейнеров на этом маршруте за 2022 г. пока недоступна, но представители нескольких крупных компаний рассказали «Ведомостям», что в этом году впервые использовали СМП для отправки своей продукции из Петербурга в Китай либо для получения товаров и комплектующих из китайский портов контейнеровозами.

Segezha Group 9 октября впервые отправила грузы в Китай по СМП. Целлюлозно-бумажный комбинат направил крафт-бумагу, ее доставили в китайский порт атомным лихтеровозом «Севморпуть». Объемы и стоимость поставки в компании не стали раскрывать.

Крупный российский ритейлер «Магнит» 1 ноября отправил из Китая шесть 40-футовых контейнеров с товарами народного потребления на арктическом контейнеровозе «Мончегорск» напрямую в порт Санкт-Петербурга.

Производитель запчастей для промышленного оборудования, петербургская компания «Майнинг элемент» 5 декабря приняла прибывшую из Китая в Петербург на контейнеровозе партию с запчастями для машинного оборудования. Как рассказала «Ведомостям» менеджер по международной логистике и ВЭД Вероника Соболева, срок доставки по СМП составил 35 дней. Обычный срок доставки грузов из Петербурга в Китай через Суэцкий канал – 45-48 дней.

Перспективы использования СМП

Севморпуть проходит вдоль побережья морей Северного Ледовитого и Тихого океана. Его общая протяженность составляет около 5600 км. Его рассматривают в качестве альтернативного пути для связи с Восточной и Юго-Восточной Азией вместо Суэцкого канала. Однако зимой навигация в восточном секторе СМП невозможна, толщина льда достигает 3 м.
Круглогодичную навигацию по СМП планируется наладить к 2030 г. Премьер-министр Михаил Мишустин в августе 2022 г. подписал план развития Севморпути до 2035 г. Правительство рассчитывает направить порядка 1,8 трлн руб. на более 150 мероприятий, среди которых — строительство угольных, нефтеналивных терминалов и терминалов сжиженного природного газа и реализация хаба во Владивостоке для транзитных перевозок и многих других объектов по обеспечению доставки грузов через СМП. Планируется построить ледоколы проекта «Лидер» и аварийно-спасательный флот из 46 судов, оснастить арктические комплексные аварийно-спасательные центры МЧС вертолетами и создать спутниковую группировку, которая будет обеспечивать гидрометеорологическое и навигационное сопровождение судоходства и многое другое.

По словам Соболевой, использование СМП как канала для отправки грузов из Китая в Петербург в среднем на 20% дешевле, чем традиционные морские маршруты по Южному полушарию и почти в 2 раза дешевле, чем отправка грузов железнодорожным транспортом из Китая. «Доставка под ключ 20-футового контейнера в начале 2022 г. по Южному полушарию стоила $11 000, а 40-футового контейнера — $15 500. Осенью 2022 г. по Северному морскому пути мы отправили 20-футовые контейнеры, цена оказалась порядка $8000», — объяснила она. «Наша компания планирует им активно пользоваться и отправлять по 15-20 TEU в месяц. Такой же объем контейнеров раньше мы доставляли через южные маршруты», — прокомментировала Соболева.

Аналитик «Фридом финанс» Владимир Чернов рассказал «Ведомостям», что главным преимуществом СМП остается его длина: от Владивостока до Санкт-Петербурга она составляет порядка 14 000 км, а маршрут через Суэцкий канал — 23 000 км. Благодаря уменьшению расстояния транспортные компании экономят время и топливо, экономия может доходить до 40%, отмечает эксперт. «Также стоит отметить снижение издержек на оплату труда персоналу, снижение стоимости фрахта, отсутствие дополнительных платежей за проход судна (через сторонние порты), в отличие от Суэцкого канала», — рассказал он.

Еще одним преимуществом СМП стала его независимость от санкционного влияния, отметил эксперт. Например, Турция в ближайшей перспективе может требовать необходимые документы на фрахт и страхование корабля, выполняя ограничения Европейского союза в отношении России.

Однако Северный морской путь имеет важный недостаток — временные ограничения навигации. Соболева уточнила, что навигация по этому маршруту начинается в конце мая и заканчивается обычно в конце ноября. В результате в зимний период грузоотправителям приходится использовать другие альтернативы. В пресс-службе Segezha Group рассказали, что в период остановки навигации по СМП компания использует традиционные морские маршруты через Суэцкий канал и железнодорожные перевозки.

В качестве альтернативы использования СМП в компании назвали и транспортный коридор «Север—Юг» (начинается в Санкт-Петербурге и следует в Индию с использованием железнодорожных и морских путей). В начале октября Segezha Group впервые отправила в Индию партию березовой фанеры: маршрут прошел от Вятского фанерного комбината в Кирове до Астрахани, затем — до иранского порта Бендер-Энзели, далее – через территорию Ирана до южного порта шиитской республики Бендер-Аббас, а оттуда – до индийского порта Нава-Шева, расположенного на юге г. Мумбаи.

Еще один минус использования СМП — дополнительная оплата ледокольной проводки, которая увеличивает стоимость перевозки, говорит руководитель направления по мультимодальным перевозкам FM Logistic в России Дмитрий Суховерша. Оператор, который фрахтует судно и организует перевозку, сейчас несет меньше расходов, если использует маршрут через Суэцкий канал, даже с учетом затрат на военное конвоирование в Аденском заливе (между Сомали и Йеменом). «По Севморпути корабли идут за конвоем во главе с ледоколом, что снижает скорость, а оплата ледокола остается высокой. При этом зимой суда могут идти только в индивидуальном случае, и это совсем дорого», — уточнил эксперт.

Кроме того, СМП накладывает требования на перевозимые грузы с точки зрения допустимого температурного режима, подчеркнул эксперт. «Многие грузы не терпят холода, поэтому необходимо использовать специальные контейнеры с дополнительным оборудованием, подключать к электричеству. Стоимость снова вырастает», — рассказал Суховерша.

В то же время Чернов считает, что российские компании будут все активнее использовать Северный морской путь, несмотря на все имеющиеся издержки. Напомним, что Евросоюз после утверждения восьмого пакета санкций получил новые полномочия — теперь он может вводить санкции против компаний и людей из третьих стран, которые помогают России обходить ограничения.

«Перспективы наращивания использования СМП вырастают из-за высоких рисков ограничения проходов по Суэцкому каналу на фоне санкций для третьих стран», — резюмировал эксперт.