На улицы Петербурга до конца города выведут 38 «умных» трамваев «Невский»

Общий план модернизации городского трамвайного парка  предполагает замену 596 трамваев до 2028 г.
11 трамваев «Невский» город получит до конца марта /«ПК Транспортные системы»

Петербург планирует получить до конца 2023 г. 38 новых двухкабинных трехсекционных трамваев «Невский», 11 из них – до конца марта. «Эти 11 вагонов будут использоваться при закрытии станции «Ладожская» для организации шаттлов и стыковки с «Чижиком», а затем на маршрутах, где нет оборотного кольца» (места, в котором трамвай может развернуться в обратную сторону – прим. «Ведомостей»), – уточнил вице-губернатор Петербурга Кирилл Поляков на презентации новой модели. Как рассказал «Ведомостям» генеральный директор «ПК Транспортные системы» Александр Дубровкин, в закупке стоимость одного трамвая «Невский» составляет около 150 млн руб.

Модель 71-93 «Невский» разработана по техническому заданию «Горэлектротранса» Невским заводом электрического транспорта им. Ф.А. Пироцкого – предприятие входит в «ПК Транспортные системы». Степень локализации производства сейчас находится на уровне 90%, электроника пока закупается в Китае.

Что известно о трамвае «Невский»

«Невский» – это двухкабинный трехсекционный низкопольный трамвай, рассчитанный на 52 сидячих места, всего может вместить 205 человек. Вагон имеет 7 USB-зарядок, систему автопилота, климат-контроль и подогреваемые зоны вблизи дверей, чтобы избежать наледи в зимнее время. Состав имеет двери по обе стороны бортов и способен работать в режиме «челнока» там, где нет оборотных трамвайных колец или если на части линии производят ремонт. Такому транспорту не требуется разворот, поскольку водитель может пересесть в другую кабину, и трамвай поедет в обратном направлении. Наличие двух кабин отличает его от уже действующих трамваев: «Витязь-М» (трехсекционный) и «Богатырь-М» (двухсекционный), которые также производит «ПК Транспортные системы». Город на сегодняшний день получил суммарно 58 единиц моделей «Витязь-М» и «Богатырь-М».

Всего трамвайный парк Петербурга сейчас насчитывает 747 пассажирских вагонов. С учетом хозяйственного инвентаря, включая снегоочистители, песковозы, а также учебные трамваи – 781. Устаревшими, по данным «Горэлектротранса» являются 422 вагона, то есть более половины от всего количества. В рамках программы развития «Сохраняя историю, движемся в будущее», которая реализуется с 2022 г., город получит до 2028 г. 596 новых трамваев (326 из них до 2024 г.).

С начала прошлого года законтрактованы уже 192 трамвая. Один из контрактов предполагает получение 54 единиц в ретростиле производства «Уралвагонзавода» (лизинг на 7 лет) на сумму 12,8 млрд руб. Два других контракта заключены с «ПК Транспортные системы»: контракт «Горэлектротранса» на 57 трамваев (6,9 млрд руб.) и контракт комитета по транспорту на 81 трамвай (11,6 млрд руб.), в который входят поставки модели «Невский».

По данным независимого эксперта в сфере транспорта и транспортной инфраструктуры Михаила Бурцева, на ноябрь прошлого года около 60% городского трамвайного парка нуждалось в обновлении. Эксперт отмечает, что новые вагоны «Невский» на основе «Витязя-М» будут востребованы. В 2015 г., когда ремонтировался Тучков мост, опыт внедрения трамваев двустороннего движения (то есть, двухкабинных) помог сохранить сообщение с Васильевским островом. Аналитик общественного движения «Транспорт и горожане» Владислав Булгаков добавляет, что такие трамваи с дверьми в первой и последней секциях, а также большой накопительной площадкой посередине удобны с точки зрения посадки и высадки пассажиров, в то время как, например, «Чижик» ориентирован, скорее, на «подвоз» пассажиров. По его оценкам, план обновления трамваев в городе соответствует потребностям: «Учитывая рост заказов по всей стране, по закупкам это оптимальное количество, хотя, конечно, город нуждается в обновлении более 500 трамваев».

Наряду с покупкой нового транспорта программа предполагает модернизацию инфраструктуры. К 2024 г. должны быть обновлены 73% оборудования тяговых подстанций, 80% контактно-кабельной сети, 64 км трамвайных путей, а также трамвайные парки № 3 и № 7.

Булгаков выразил мнение, что программа развития реальна, но проводится с опорой на действующие линии: «До 2028 г. речь идет в основном о модернизации действующей сети, поскольку из новых маршрутов запланированы только три». Бурцев также отмечает, что потребность в новых линиях есть: «Рассматривается вопрос возобновления движения по Пискаревскому проспекту, которое было закрыто еще давно, в результате эта часть города на севере оказалась отрезана от восточной части. Также еще с советских времен запланировано движение по улице Оптиков, но пока этот план остается только на бумаге».

Транспортный инженер Иван Вергазов также отмечает, что вопрос, связанный с обновлением трамваев в Петербурге, назрел давно. Но развитие транспортной системы требует комплексного подхода, в том числе увеличения длины путей и количества маршрутов. «В городе есть места, где часть маршрутов троллейбусов и автобусов можно заменить трамвайной линией. Но системной программы развития с конкретными сроками, включающей все виды общественного транспорта, нет. Получается, что у каждого вида транспорта программа своя», – добавил он.