Выдача автокредитов в Петербурге в январе выросла на 6%

Позитивный эффект обеспечили льготная программа и эффект низкой базы, отмечают эксперты
Cредний размер автокредита в Санкт-Петербурге уменьшился на 6,1% – с 1,355 млн руб. до 1,344 млн руб. /Freepik

В Санкт-Петербурге количество выданных автокредитов в январе 2023 г. по сравнению с декабрем 2022 г. выросло на 6,1%, сообщает Национальное бюро кредитных историй (НБКИ). Всего в Северной столице за месяц было выдано 2538 кредитов. В Ленинградской области также наблюдался рост – на 12,5% до 853 автокредитов.

Директор по маркетингу НБКИ Алексей Волков объяснял январский рост тем, что в декабре 2022 г. на 10 дней была приостановлена программа льготного автокредитования. В январе она вновь восстановилась, в связи с этим объемы продаж в начале 2023 г. выросли.

Напомним, в Министерстве промышленности и торговли в ноябре 2022 г. объявили о продлении программы льготного автокредитования на 2023 г. Но заявление на получение субсидии можно было подать только до 20 декабря, затем программа возобновила действие уже с 1 января. В программе участвуют все модели отечественных брендов: УАЗ, Lada, ГАЗ, «Урал», Evolute, а также собранные в Тульской области авто китайского бренда Haval. Базовая скидка на машины по льготной программе составляет 20%, на Дальнем Востоке – 25%, максимальная скидка – 35% на машины стоимостью не выше 925 000 руб.

При этом средний размер автокредита в Санкт-Петербурге уменьшился на 6,1%: с 1,355 млн руб. в декабре до 1,344 млн руб. в январе. В Ленобласти средний заем на машину сократился на 0,8% – с 1,355 до 1,344 млн руб. В среднем по России размер автокредита снизился с 1,25 млн руб. до 1,18 млн руб.

На снижение среднего чека по автокредитам повлияло в том числе падение цен на отдельные марки машин. Например, цены на автомобили снизил «АвтоВАЗ» – на марки Niva Legend, а также китайский Haval: скидка на эти авто достигала 100 000–150 000 руб., сообщали «Автоновости дня».

По данным «Автостата», сейчас в Санкт-Петербурге средняя цена автомобиля класса D (полноценный средний класс) составляет 3,091 млн руб., класса С (низший средний класс или гольф-класс) – 2,2 млн руб., классов В (небольшие городские автомобили) и В+ (субкласс с большими габаритами) – 818 036 руб. и 1,558 млн руб., соответственно. Самыми популярными автомобилями среди петербуржцев в январе стали Chery Tiggo 7 Pro, Haval Jolion, Omoda C5, Geely Coolray и Haval F7. Средняя стоимость этих машин находится в диапазоне от 2,044 до 2,6 млн руб., отметили в агентстве. В соседней Ленобласти средняя стоимость машин оказалась немного ниже: класса В – 783 214 руб., В+ – 1,438 млн руб., D – 2,763 млн руб., С – 2,2 млн руб.

Аналитик «Фридом финанс» Владимир Чернов считает, что наибольший рост объемов автокредитования в годовом выражении будет отмечен уже в марте 2023 г. По данным независимого автоэксперта Сергея Бургазлиева, сейчас в общей статистике покупок машин порядка 65% приходится на кредитные сделки. При этом льготная программа дает авторынку около 15–20% всех сделок, отметил он. «Программа направлена на отечественных легковых производителей: «АвтоВАЗ», УАЗ, частично попадает Haval. <…> Но в нынешних реалиях отечественная машина стоит даже выше 1 млн руб.», – рассказал эксперт.

Другой причиной роста автокредитования аналитики называют эффект низкой базы. В прошлом году существенно просели как продажи в целом, так и кредитные сделки, напомнил директор по корпоративному бизнесу ФГ БКС на Северо-Западе Никита Демидов. Напомним, что в январе в Санкт-Петербурге было продано 2317 новых легковых автомобилей, что на 29,1% ниже, чем в декабре 2022 г., и на 53,6% меньше по сравнению с январем 2022 г. 

«Рынок первичных продаж падал целый год, поэтому показатель с низкой базы легко увеличивается с помощью скидок и специальных предложений. Ждать повышения по итогам февраля также не стоит», – резюмировал эксперт.