Морской терминал «Бронка» продадут московской компании за 10,9 млрд руб.

До конца года новым собственником терминала должна стать Беларусь
«Бронка» является единственным глубоководным терминалом в Большом порту Санкт-Петербурга /port-bronka.ru

Московская компания «НКК-Логистик» выкупит за 10,9 млрд руб. 100% уставного капитала ООО «Феникс» — компании-оператора и собственника морского терминала «Бронка» в Санкт-Петербурге, следует из распоряжения правительства РФ. Документ был подписан 18 марта премьер-министром Михаилом Мишустиным.

Согласно распоряжению Росимущество в течение месяца со дня вступления в силу документа должно обеспечить заключение договора купли-продажи. «Передача доли покупателю после ее полной оплаты покупателем и зачисления соответствующих денежных средств на счет Казначейства России», — сказано в документе.

Согласно данным «Спарк-Интерфакс», генеральным директором «НКК-Логистик» является Алексей Распопов. Компания была зарегистрирована в 2021 г. Ее основным видом деятельности указаны грузовые перевозки железнодорожным транспортом.

ООО «Феникс» является оператором многофункционального морского перегрузочного комплекса «Бронка», терминал ввели в эксплуатацию в 2015 г. Управляющей компанией и инвестором выступил «Феникс».

По данным «РБК», до 2017 г. порт принадлежал холдингу «Форум» Дмитрия Михальченко. Он заработал до 43 млрд руб. на подрядах, связанных со стройкой и ремонтом резиденции президента, за счет связей с руководством Федеральной службы охраны (ФСО). Часть средств он вложил в строительство «Бронки», а после своего ареста переписал порт на бывшего главу ФСО Евгения Мурова и генерала ФСБ в отставке Николая Негодова. Никулинский суд Москвы решил, что сделка была фиктивной, поэтому 100% акций компании «Феникс» были обращены в доход государства. В начале 2022 г. правительство РФ передало весь уставной капитал госкорпорации «Ростех».

Ожидается, что новым собственником до конца 2023 г. должна стать Республика Беларусь. Белорусский министр транспорта и коммуникаций Алексей Авраменко в начале марта текущего года заявлял, что сделка по продаже будет завершена в ближайшее время, но не называл конкретных сроков и сумму сделки. Он добавил, что часть товаров уже идет в терминал.

Передачу «Бронки» в собственность Беларуси подтвердил директор Второго департамента стран СНГ МИД РФ Алексей Полищук в феврале текущего года. По его словам, белорусские грузы переваливаются через 19 российских портов, в частности, калийные и азотные удобрения, продукция деревообработки и металлургии.

Генеральный директор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров считает, что Минск еще не определился, как он заплатит за приобретение терминала, поэтому итоговые детали сделки не раскрываются. «Сложно сказать, как будут продавать, перейдет терминал юрлицу или все же в собственность государства», – уточнил эксперт.

Партнер юридической фирмы Ru.Courts Илья Кавинский предполагает, что перед продажей властям Белоруссии объекты инфраструктуры терминала, вероятно, сначала перейдут в собственность отдельного юридического лица, учрежденного Россией. «Беларуси передаются корпоративные права в отношении такого юридического лица, действующего по праву Российской Федерации», — уточнил он.

Юрист допустил, что в случае если РБ передадут инфраструктуру отдельных объектов недвижимого имущества, то в силу прямого запрета на владение иностранцами земельными участками в границах морского порта — требование ФЗ от 08.11.2007 № 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» — необходимо заключение отдельного договора между Москвой и Минском.

Власти Беларуси проявили интерес к петербургскому терминалу после того, как с 1 февраля 2022 г. правительство Литвы объявило недействительным соглашение между компанией «Беларуськалий» и госпредприятием «Литовские железные дороги». После начала СВО в отношении Беларуси были введены новые санкции, которые полностью ограничили ее доступ к прибалтийским портам, в частности Клайпеды и Вентспилса, на которые приходился основной экспорт белорусских товаров.

«Бронка» является единственным глубоководным терминалом в Большом порту Санкт-Петербурга, который может принимать суда длиной до 347 м и осадкой до 13 м. Суммарная мощность порта – более 23 млн т грузов в год, из них контейнерные грузы составляют 1,45 млн TEU, следует из данных на официальном сайте терминала.