Продажи электромобилей в Петербурге и Ленобласти в I квартале показали рост

Число проданных машин выросло на 15–30%, но массовому развитию рынка мешает высокая стоимость электромобилей, считают эксперты
Всего за I квартал в Северной столице была реализована 71 электромашина, против 62 ед. за аналогичный период прошлого года /Freepik

Продажи электромобилей в Санкт-Петербурге и Ленинградской области в I квартале 2023 г. выросли на 14,5 и 30%, соответственно, по сравнению с аналогичным периодом 2022 г., сообщает «Автостат инфо».

Самыми популярными на рынке «чистых» электромобилей в Петербурге остаются американская Tesla – продано 12 ед., на втором месте по популярности отечественный Evolute — 10 ед., затем идет немецкий Volkswagen – 8 ед. Пятерку замыкают китайские электрокары: Voyah – 8 проданных машин и Geely – 7 ед. Всего за I квартал в Северной столице была реализована 71 электромашина, против 62 ед. за аналогичный период прошлого года. За весь прошлый год в городе было продано 217 ед.

В Ленинградской области рынок электрокаров меньше, поэтому за I квартал текущего года продано 13 «чистых» электромобилей против 10 ед. за аналогичный период 2022 г. Но за весь прошлый год было продано 29 электромашин. При этом лидером продаж стала китайская Voyah – 3 ед., затем идет Tesla, BMW, Skywell – по 2 ед., продажи остальных моделей не превышают 1 ед.

Рынок электрокаров с пробегом в Петербурге, наоборот, показал падение в I квартале 2023 г. на 23% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Всего в Северной столице было продано 78 электромашин против 96 за тот же период 2022 г.

Среди подержанных электрокаров петербуржцы предпочли американские, европейские, корейские и японские авто. Так, в Северной столице за I квартал было перерегистрировано 14 машин Tesla 3, Nissan Leaf – 12 ед., Porsche Taycan – 11 ед., по 5 электрокаров Hyundai Kona, Audi E-Tron и Tesla S.

В Ленобласти обратная ситуация: рынок подержанных электрокаров вырос на 55% в I квартале 2023 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Хотя в штучном выражении в регионе было перерегистрировано 28 электромашин против 18 за указанный период. Однако с Петербургом есть схожая тенденция — отсутствие китайских подержанных электромашин в первой пятерке: Nissan Leaf – 7 ед., Tesla 3 – 4 ед., по 3 ед. Tesla S и BMW i3, Tesla Y – 2 ед. 

Итоги продаж новых и подержанных автомобилей в Петербурге и Ленобласти в I квартале

Согласно данным «Автостат инфо», по итогам I квартала 2023 г. в Санкт-Петербурге было продано 9035 легковых автомобилей против 15 633 за аналогичный период прошлого года. Снижение составило 42%. В Ленобласти падение достигло 36,7%, было продано 2157 машин против 3406 за обозначенный период.
При этом продажи подержанных автомобилей в Петербурге выросли на 9% в I квартале 2023 г. до 40 905 ед. с 37 463 машин по итогам аналогичного периода 2022 г. В Ленинградской области продажи б/у машин также выросли с 15 009 до 16 967 ед. (+13%).

Независимый автоэксперт Сергей Бургазлиев обратил внимание, что цифры продаж электрокаров в Петербурге и Ленобласти крайне незначительны в общем объеме продаж машин. Он подчеркнул, что в прошлом году рынок авто в марте полностью обвалился, что и повлекло положительную динамику в I квартале текущего года. «Я думаю, что электрокары займут определенную нишу в крупных городах, но сейчас они крайне дорогие. Цены на новые машины начинаются от 3 млн руб. и выше», – рассказал эксперт.

Генеральный директор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров добавил, что небольшому объему продаж мешает высокая стоимость электрокаров, сохранение неопределенности потребительского поведения и ограниченность предложения.

По мнению Бургазлиева, изменить ситуацию может изменение государственного подхода к этой части авторынка. Например, на местном уровне власти регионов могут разработать концепцию по увеличению числа зарядных станций. «В Петербурге и Ленобласти властям необходимо прорабатывать комплексный план по развитию инфраструктуры для электрокаров. Это повлечет интерес потребителя к таким машинам», – уточнил он.

Бурмистров подчеркнул, что рынок электрокаров станет динамичнее развиваться при снижении их стоимости со стороны производителя. «Я думаю, что если мы получим доступные модели, то в целом да, можно [выйти на большие объемы продаж]», – прокомментировал эксперт.

При этом на федеральном уровне действует финансовая поддержка в отношении отечественных электрокаров, добавил Бургазлиев. На данный момент в серийное производство запущены Evolute и «Москвич». На эти электромашины государство предлагает покупателю субсидию в размере 25% от ее стоимости, но не более 625 000 руб. «Если государство оставит финансовую поддержку электрокаров, то через несколько лет продажи таких машин в Петербурге могут дойти до тысячи единиц», – резюмировал эксперт.