Цены на одежду петербургских производителей за год выросли на треть

К этому привело удорожание логистики и рост курса доллара, из-за которого выросли цены на ткани
Увеличение издержек, которое повлияло на рост цен, предприниматели связывают с рядом причин, среди которых увеличение стоимости тканей и фурнитуры /Freepik

Цены на одежду, произведенную в Санкт-Петербурге, в марте 2023 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросли на 38%, подсчитали в Петростате. Только за I квартал 2023 г. прирост составил 22%, а за месяц (с февраля по март) одежда подорожала на 10%. Представители отрасли отмечают, что к росту цен привело увеличение издержек, в том числе за счет роста курса валют.

По оценкам директора Союза производителей изделий промышленности Светланы Молчановой, стоимость одежды за год выросла еще больше – на 50%. Тем не менее ряд предпринимателей сдерживали цены, чтобы сохранить объем продаж. Дизайнер бренда «Монпари» Ирина Валерьянова рассказала «Ведомостям», что в ее компании стоимость конечной продукции за год была повышена на 20–25%. Основатель бренда «Леди Шарм» Валентина Миронова сообщила о росте всего на 15–20%. Опрошенные изданием участники рынка фиксируют сохранение выручки от продаж за счет вынужденного повышения цен при снижении числа проданных товаров. Так, по данным Молчановой, в количественном выражении розничные продажи за год упали на 12%.

Увеличение издержек, которое повлияло на рост цен, предприниматели связывают с рядом причин, среди которых увеличение стоимости тканей и фурнитуры. Так, цены на итальянские ткани выросли примерно на 20–25%, в том числе за счет логистики. По словам дизайнера Екатерины Смолиной, которая является соучредителем одноименной фабрики в Петербурге, доставка одного килограмма ткани обходится в среднем в $4–5, за год она увеличилась не менее чем на 50%. «Сами цены на итальянские ткани в валюте не изменились, но выросла стоимость перевозки и курс доллара», – уточняет Смолина.

«Курс растет, а все расчеты идут в долларах. В результате производители вынуждены повышать конечную стоимость продукции, так как следующую ткань они будут покупать по увеличившемуся курсу», – добавляет Валерьянова. Напомним, что после резкого скачка курса доллара до 120 руб. в марте прошлого года к началу октября показатель снизился  до 55 руб. Но к 1 марта 2023 г. курс доллара вырос до 75 руб., а к концу апреля – уже до 81 руб. Издержки на закупку тканей будут увеличиваться и дальше за счет подорожания доллара, считают предприниматели.

По словам Мироновой, цены выросли и на турецкие ткани – примерно на 30% после землетрясения в Турции в начале года. При этом, как отмечает Молчанова, производители одежды, которые ранее закупали ткани в Китае, во многом были вынуждены переориентироваться на сырье из Турции из-за увеличения сроков доставки: «Срок доставки из Китая в 2022 г. вырос с 1–3 месяцев до полугода», – уточнила она.

В то же время рост цен на сырье прибавился к другим издержкам, среди которых  увеличение стоимости обновления компьютерных программ, которые используются в сфере дизайна одежды, например, Corel Draw. Также дизайнеры отмечают, что на ситуацию повлиял дефицит кадров для легкой промышленности, который стал более выраженным по мере увеличения объемов локального производства в 2022 г. после ухода зарубежных брендов. В результате предприниматели вынуждены конкурировать за швей, повышая зарплаты. По данным Валерьяновой, с прошлого года дневная зарплата швеи увеличилась с 2000 до 3000 руб. (без учета премий). «Кадров мало, на более низкую зарплату швеи не идут», – отметила она.

Генеральный директор швейной фабрики «Роянда» Яна Степурко добавляет, что предприниматели повышают премии, чтобы удержать работников, но нехватка квалифицированных специалистов приводит к увеличению доли брака на предприятии, что также вносит вклад в дополнительные издержки.

В то же время возникшие затраты прибавляются к уже существующим издержкам, например, затратам на маркировку, комментирует Миронова. Сейчас в перечень товаров, подлежащих обязательной маркировке, входят ряд позиций, включая пальто, плащи, блузки и др. В 2023 г., согласно постановлению правительства РФ № 1956, которое находится на этапе рассмотрения, перечень этой продукции может быть расширен. Миронова отмечает, что на внедрение маркировки у компании уходит около 1,5 млн руб., включая закупку оборудования и зарплаты сотрудникам. При расширении перечня маркировки затраты бизнеса будут расти за счет привлечения дополнительных сотрудников, добавила она.