Объемы продаж товаров в Петербурге и Ленобласти вновь начали расти

В апреле розничные продажи выросли на 8%. В том числе объем продаж непродовольственной продукции увеличился на 12%
В апреле самый большой рост показали именно непродовольственные товары /Freepik

Продажи продуктов питания и непродовольственных товаров на розничном рынке Санкт-Петербурга в апреле 2023 г. по сравнению с тем же периодом 2022 г. в сопоставимых ценах выросли на 8,4% до 178,6 млрд руб., подсчитали в Петростате. Данные за май еще недоступны. В Ленинградской области объем реализованной продукции вырос чуть меньше – на 6,4% (до 51,3 млрд руб.). Апрель стал первым месяцем в этом году, когда розничные продажи показали рост. Все предыдущие месяцы этого года по сравнению с аналогичными периодами прошлого года динамика была отрицательной.

Несмотря на оживление покупательской активности в апреле, в целом объемы продаж за четыре месяца отстают от аналогичного периода прошлого года. Так, в Петербурге продажи продуктов и товаров в январе–апреле составили 676,5 млрд руб. Это на 8,5% меньше, чем в 2022 г. В Ленобласти они за тот же период упали на 6,6% до 195,1 млрд руб.

Непродовольственная розница растет

Примечательно, что в апреле этого года в разрезе продаваемой продукции самый большой рост показали именно непродовольственные товары. В Петербурге их продажи к апрелю 2022 г. выросли на 12% до 112,7 млрд. Но эта сумма лишь немногим превышает продажи марта этого же года. В прошлом году в марте, наоборот, наблюдался значительный рост  объемов реализации непродовольственных товаров, когда их продажи за месяц составили 130,9 млрд руб. 

В Ленобласти объем непродовольственной розницы в апреле к тому же месяцу прошлого года вырос на 8,8% до 26,2 млрд руб. В целом в регионе наблюдается та же тенденция, которая характерна и для Петербурга. Что же касается продуктов питания, то их продажи в апреле в годовом выражении подросли, но не столь существенно. В Петербурге прирост составил 2,8% до 65,9 млрд руб., а в области – 4,1% до 25,1 млрд руб.

С чем связан рост продаж товаров

Более интенсивная динамика именно в сегменте непродовольственных товаров объясняется тем, что в 2022 г. после начала СВО в марте был краткосрочный скачок спроса, но затем он начал падать из-за вымывания с рынка импортных товаров. Председатель комитета по торговле Санкт-Петербургского регионального отделения «Деловая Россия» Дмитрий Чтецов пояснил, что объемы продаж товаров начали восстанавливаться по мере развития параллельного импорта и замещения товарами из других стран. В частности, это коснулось автопрома. Напомним, что за 2022 г. продажи легковых автомобилей в Петербурге, по данным «Автостат инфо», упали на 61%. Но с постепенным замещением ушедших брендов китайскими автомобилями спрос начал восстанавливаться, говорит эксперт.

Аналогичная ситуация произошла на рынке продаж одежды и обуви. В декабре 2023 г. в ключевых ТРЦ региона закрытые магазины иностранных брендов занимали 7% всех торговых площадей. В июне, по данным консалтинговой компании NF Group, их доля снизилась до 2%. Новыми арендаторами преимущественно стали российские ритейлеры.

Председатель президиума АКОРТ (Ассоциации компаний розничной торговли) Игорь Караваев рассказал «Ведомостям», что по итогам апреля также фиксируется позитивная динамика в продажах бытовой техники. Начали расти объемы продаж флагманских смартфонов, товаров для «умного» дома и встраиваемой техники.

По мнению председателя комитета по торговле Торгово-промышленной палаты Санкт-Петербурга Ольги Волковой, потребители стали активнее инвестировать в товары, покупку которых отложили в прошлом году. «Вместе с тем мы наблюдаем восстановление  производства и невысокую инфляцию», – говорит она. Если в апреле прошлого года, по данным Центробанка, инфляция составляла 17,8%, то в апреле текущего уже 2,31%.

Тренд на экономию сохраняется

В то же время некоторое увеличение продаж может в том числе говорить о том, что граждане стали постепенно адаптироваться к изменившимся экономическим условиям, отмечает генеральный директор, ИА «INFOLine» Иван Федяков. Это подтверждается ростом потребительского кредитования в апреле–мае.

Однако говорить об устойчивой позитивной динамике роста объема продаж товаров на потребительском рынке еще рано, полагают эксперты. «Тренд на экономию сохраняется. Ключевым драйвером для покупки остается стоимость товара, поэтому для увеличения спроса ритейлеры активно используют «промо» и расширяют ассортимент за счет товаров более бюджетной ценовой категории и собственных торговых марок», – резюмировал Караваев.