Грузооборот Большого порта Санкт-Петербурга во II квартале вырос в 1,5 раза
По итогам полугодия порт вернул 75% грузооборота досанкционного периодаПо итогам II квартала грузооборот Большого порта Санкт-Петербурга вырос по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 47% и составил 12,8 млн т, следует из данных Ассоциации морских торговых портов (АСОП). Порт нарастил обороты после введения санкций и ухода крупнейших контейнерных линий (датской Maersk, швейцарской MSC и французской CMA). Но динамику роста показывают пока не все порты Балтийского бассейна.
Санкт-Петербург возвращает грузы
Первое полугодие БПСПб также закончил с ростом по отношению к аналогичному периоду 2022 г. Прирост составил 4,4% – до 22,4 млн т. Таким образом, порт постепенно выходит из кризиса прошлого года и приближается к показателям 2021 г., когда за I полугодие грузооборот составил 30,6 млн т.
Заведующий кафедрой безопасности СЗИУ РАНХиГС Александр Дмитриев напомнил, что в прошлом году Большой порт Санкт-Петербурга во II квартале 2022 г. на протяжении всех трех месяцев терял грузы из-за введенных санкций против России со стороны ЕС, Великобритании, США и других стран. По данным Ассоциации портов, падение в апреле, мае и июне составило 22,3%, 26,1% и 30,1%, соответственно.
«Текущая динамика роста говорит о том, что по прошествии года порт в целом приблизился к показателям досанкционного 2021 г., то есть впечатляющие показатели прироста – это именно восстановление», — прокомментировал эксперт.
Ушедшие контейнерные линии в 2022 г. и в первом полугодии этого заместили на новые направления. Так, транспортная группа Fesco в мае этого года начала осуществлять грузоперевозки через индийский порт Мундра в Санкт-Петербург, теперь маршрут связывает Китай, Индию и Северную столицу. С 6 апреля терминал «Петролеспорт» начал обслуживать в БПСПб новый прямой контейнерный сервис в Китай и Малайзию, в феврале «Рускон» запустил линейный сервис между Петербургом и Стамбулом.
Усть-Луга не теряет динамики
В Ленинградской области ключевые порты также показали прирост грузооборота. Грузооборот Усть-Луги по итогам I полугодия по сравнению с аналогичным периодом прошлого года вырос на 5,5% до 61,6 млн т. Перевалка грузов в порту Приморск также выросла на 12,2% до 34,2 млн т.
Усть-Луга как универсальный порт, ориентированный на широкий спектр грузов и в силу своего удачного географического расположения, не потерял поток грузов в прошлом году и продолжил показывать рост грузооборота в этом, говорит Дмитриев.
Другим факторами роста стал запуск в Усть-Луге терминала «Ультрамар» по перевалке удобрений, говорит эксперт по экономике Дмитрий Десятниченко. «Успехи Усть-Луги связаны с ростом объемов перевалки минеральных удобрений. Был запущен и вышел на проектный грузооборот новый терминал по перевалке минеральных удобрений «Ультрамар». В ближайшей перспективе значительную поддержку росту грузооборота Усть-Луги будет оказывать открытый весной 2023 г. Балтийский вагоноремонтный завод «Новотранс», так как возможность ремонтировать вагоны в непосредственной близости от порта повышает оборот вагонов, снижает вероятность логистических сбоев», — говорит эксперт.
Высоцк не вышел из кризиса
В то же время порт Высоцк переживает кризисный период. Его грузооборот не только не остался на уровне прошлого года, но и продолжил дальнейшее падение. В I полугодии по сравнению с I полугодием 2022 г. падение составило 18,2% (до 6,5 млн т). Такая тенденция происходит, несмотря на запуск в апреле этого года зернового терминала проектной мощностью 4 млн т в год. «Высоцк в силу западных ограничений теряет роль, которую играл раньше, <…> и в силу [угольной] специализации есть определенные трудности при развитии грузооборота», — прокомментировал Дмитриев.
Еще одна трудность, с которой столкнулся порт, – остановка поставок СПГ из Высоцка. В апреле этого года финская компания Gasum перестала забирать сжиженный газ, пауза длилась до июля. Только 3 июля танкер Coral Energice привез в финский порт Ройта до 10 млн куб., следующий забор СПГ ожидается 13 июля.
Дмитриев прогнозирует, что при условии сохранения геополитической и макроэкономической конъюнктуры резкого роста грузооборота портов в Петербурге и Ленобласти во втором полугодии ожидать не стоит. «Резкого роста по итогам года не приходится ждать. Вторая половина этого года – отработка уже проделанной работы в этом году. Но по портам будет разноплановая динамика, сохранит положительную динамику Усть-Луга и Петербург, еще Приморск», — считает эксперт.