Петербуржцы из-за подорожания рыбы покупают больше консервов и имитированной продукции
«Магнит» увеличил продажи консервов и пресервов на 13%, в «Пятерочке» вдвое вырос спрос на имитированную икруТорговые сети и производители рыбной продукции Петербурга фиксируют увеличение спроса на рыбные консервы, пресервы, риеты и имитированную рыбную продукцию. В пресс-службе торговой сети «Магнит» по СЗФО «Ведомостям» рассказали о росте продаж такой продукции в натуральном выражении на 13% с начала 2023 г. Руководитель управления категории «фреш» торговой сети «Пятерочка» на территории СЗФО Наталья Гаврилова также отметила увеличение спроса на консервы, пресервы и имитированную икру, продажи которой в магазинах ритейлера в I полугодии 2023 г. по сравнению с тем же периодом прошлого года выросли более чем в 2 раза.
Тенденцию к росту спроса на эту продукцию подтверждают и производители. Директор компании «Путина» Евгения Синякова наблюдает, что покупатели стали обращать больше внимания на пресервы, риеты, паштеты из печени трески, слабосоленую рыбу и имитированную пищевую продукцию, в частности крабовые палочки. Эксперты отмечают, что изменение потребительских предпочтений, с одной стороны, связано с расширением ассортимента этой продукции в магазинах, с другой, покупатели стали искать более экономичные аналоги в связи с ростом цен на свежую рыбу.
По данным ФГУП «Национальные рыбные ресурсы» на начало июня, за год розничные цены на замороженную рыбу в СЗФО в среднем выросли на 3,5% до 220 руб. за кг. Однако ряд позиций показал более существенный рост. Оптовые производители атлантической трески только с начала года увеличили цены на 11% до 276 руб. за 1 кг, атлантической скумбрии – на 7,4% до 175 руб. за 1 кг.
О росте цен на рыбу говорят и поставщики. Как рассказала «Ведомостям» директор по маркетингу компании-поставщика продуктов «Ароса» Оксана Глибчук, стоимость горбуши, окуня и филе судака с начала года выросла на 18%, что связано с уменьшением объемов вылова. Если говорить о позициях, которые импортируются из других стран, то еще одним фактором являются колебания курса валюты. Так, повышение цен на дорадо, семгу и лосось с начала года составило до 10%. На объем рыночного предложения также влияет увеличение поставок на экспорт и как следствие – уменьшение предложения внутри страны, которое тянет за собой рост цен. По словам Глибчук, в основном это отражается на треске и минтае.
Генеральный директор «Infoline-аналитика» Михаил Бурмистров добавляет, что на рост цен также повлияла логистика. «Стоимость рефрижераторных железнодорожных перевозок с начала года выросла на 25-30%, автомобильных – на 20-25% в связи с ростом цен на топливо, запчасти и дефицитом водителей», – уточнил эксперт. При этом рыбная продукция в большей степени зависима от логистики, чем другие продукты.
Бурмистров полагает, что в результате потребительский спрос стал более чувствительным к стоимости рыбной продукции. «Покупатели не отказываются от рыбы, так как это часть здорового рациона, но ищут более экономичный продукт», – добавил он. Аналогичной точки зрения придерживается Гаврилова. При этом выбор в пользу пресервов и консервов позволяет снизить средний чек покупки за счет небольшого размера упаковки. Так, в пресс-службе «Магнит» по СЗФО фиксируют, что продажи консервации в небольшом весе – до 100 гр. за год – выросли более чем на 50%.
Необходимость адаптироваться к возникшим условиям стимулирует торговые сети расширять линейку продукции. По данным Росстата, в январе-марте текущего года по сравнению с тем же периодом прошлого года объемы производства рыбных консервов в России выросли на 13% до 193,1 млн банок, соленой рыбы – на 6% до 32 300 т.
«Основной причиной смены производственной линейки является необходимость сохранения своего заработка. Производят то, что можно выгодно продать и что попадает в ценовой рынок», – говорит заместитель генерального директора компании-поставщика продуктов Ecofish Елена Круглова, добавляя, что просто пропорционально увеличить цены не удается, поскольку покупательская способность не растет.
Учитывая изменения спроса, ритейлеры развивают собственные торговые марки (СТМ). По словам Гавриловой, внедрение СТМ позволяет снизить цены на продукцию на 20-30% за счет возможности сократить логистические расходы и инвестиции в рекламу и маркетинг. В «Пятерочке» СТМ в категории рыбного гастронома насчитывает более 100 наименований, включая пресервы, консервы, салаты из морской капусты и замороженную рыбу. Бурмистров добавляет, что внедрение СТМ актуально для разных категорий, но рыбная продукция более чувствительна к цене. Эксперт также отмечает, что торговые сети сейчас стимулируют спрос не только на рыбную гастрономию, но и на замороженную продукцию, которая, по его словам, стагнировала на фоне повышения цен. Поэтому ритейлеры внедряют продажи весового товара (например, креветок, крабовых палочек и рыбы), резюмировал он.