Продажи электрокаров в Петербурге в январе-июле выросли почти в 3 раза

Однако их общая доля на автомобильном рынке города не превышает 1,2%
В Петербурге самым продаваемым электрокаром стал отечественный Evolute /Freepik

В Санкт-Петербурге продажи новых электрокаров выросли почти в 3 раза за январь-июль по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В городе было зарегистрировано 308 машин против 108 в 2022 г. за указанный период, следует из данных «Автостат инфо».

Рейтинг самых продаваемых электрокаров в Петербурге возглавил отечественный Evolute – 55, следом идет Tesla – 45, потом китайские Zeekr – 33, Hongqi – 28, немецкие Volkswagen – 24, BMW – 22, также из Поднебесной Skywell и Voyah – по 18, другой отечественный электрокар – «Москвич» не попал даже в топ-10, в городе было зарегистрировано только 4 таких автомобиля.

Продажи в Ленинградской области также увеличились за 7 месяцев 2023 г. в 3 раза, но в количественном выражении число регистраций намного меньше, чем в Северной столице – 48 новых электрокаров в этом году против 16 в прошлом. Ранее о невысоком спросе на электромобили рассказывал в интервью «Интерфакс» заместитель председателя правительства региона по экономике и инвестициям Дмитрий Ялов. По его данным, в регионе на 1 января 2023 г. зарегистрировано всего 738 электрокаров. При этом в Петербурге на тот момент времени их было чуть больше – 990, следует из данных «Автостата».

В Ленобласти рейтинг популярных электромашин выглядит иначе. На первом месте находится Tesla – 8 новых регистраций, затем идет Voyah – 6, BMW и Evolute – по 5, Volkswagen, Skywell, BYD и Zeekr – по 4. «Москвич» в Ленобласти также не входит в число популярных – только 2 новых зарегистрированных электроавтомобиля за 7 месяцев.

При этом электромобили по-прежнему занимают небольшую долю от общего количества проданных легковых автомобилей в Петербурге и Ленобласти. Так, за 7 месяцев этого года в Северной столице было зарегистрировано 26 397 новых машин, соответственно, доля электрокаров составляет 1,17%, в Ленобласти эта пропорция еще меньше – 0,75% при общем объеме продаж за 7 месяцев в 6373 машины.

Причины роста рынка электрокаров

Независимый автоэксперт Сергей Бургазлиев рассказал, что в Петербурге продажи прежде всего обеспечил отечественный Evolute, на который распространяется госпрограмма по предоставлению субсидии в размере 625 000 руб. или 25% от стоимости автомобиля. Другой отечественный производитель электрокаров «Москвич» объявил о включении в госпрограмму только 17 июля этого года, что объясняет его невысокую популярность, добавил эксперт.

По его словам, другие электромобили, вошедшие в топ-рейтинг продаж в Северной столице, относятся к премиальному сегменту. Продажи этих автомобилей зависят не от госпрограммы или других льгот, а от количества финансово состоятельных жителей, сказал Бургазлиев.

Однако федеральные и региональные программы напрямую влияют на рост продаж обычных электрокаров, добавила председатель Ассоциации развития электромобильного, беспилотного и подключенного транспорта и инфраструктуры Ия Гордеева. «Есть меры поддержки на федеральном и региональном уровнях: отмена транспортного налога в ряде субъектов, возможность не оплачивать платную парковку, бесплатно передвигаться по платным трассам, в частности, по М-11 и т. д.», — рассказала она.

Немаловажным фактором, который влияет на рост продаж электрокаров, является доступность зарядных станций. В городской пресс-службе комитета по энергетике и инженерному обеспечению сообщили на запрос «Ведомостей», что в Петербурге на данный момент установлено 150 зарядных станций, еще 45 мощностью 149 КВт каждая откроют до конца года. «Среди основных инвесторов: ПАО «Газпром нефть», ПАО «Россети Ленэнерго», ООО «Тесла СПб», ООО «Иви-Тайм». Всего 8 инвесторов выразили готовность принять участие в реализации пилотного проекта по строительству электрозарядных станций на территории Санкт-Петербурга», — уточнили в пресс-службе.

В Ленобласти в прошлом году ввели в эксплуатацию 30 быстрых ЭЗС, кроме быстрых зарядных станций в регионе действуют порядка 70 медленных станций, сообщили в пресс-службе областного правительства и добавили, что в этом году их количество вырастет на 13 станций, в 2024 г. – еще 12. Наибольшим спросом пользуются зарядные станции в Кудрово, Всеволожске, Выборге и Гатчине, а также в границах агломерации Санкт-Петербурга.

Бургазлиев рассказал, что основная часть заправок для электрокаров приходится на «домовые» станции: на парковке или в гараже. Их развитию способствуют уже управляющие компании и застройщики. Например, российский оператор Hyper (проект «Роснано») совместно с девелопером GloraX установит в одном ЖК Петербурга до конца года 15 зарядных станций: 10 – на индивидуальных парковочных местах и 5 – на придомовой территории.

Гордеева добавила, что в Петербурге начали активно развивать зарядные станции в бизнес- и торговых центрах, а также в других подобных местах. «В такой парадигме маловато, но если говорить о возможностях, то зарядные станции доступны. В связи с ростом потребителей операторы развивают зарядную инфраструктуру», — прокомментировала эксперт.

Перспективы продаж электрокаров

В рамках стратегии развития автомобильной промышленности РФ до 2035 г. планируемая доля электромобилей к 2030 г. на российском рынке составит 15%. Гордеева добавила, что этот показатель рассчитывается на каждый российский субъект.

Опрошенные «Ведомостями» эксперты считают, что доля электромобилей будет расти за счет импорта китайских электромобилей и развития собственного производства. Так, в России при существующих двух производствах Evolute и «Москвич» добавится до конца года локализация китайских машин в Калининградской области при плановом выпуске в год 50 000 электрокаров. В 2025-2026 гг. запустят производства еще двух автомобилей: «Атом» и «Е-Нева» в Татарстане и Санкт-Петербурге, соответственно.

Однако достичь показателя в 15% через 7 лет будет затруднительно, считает Бургазлиев. По его мнению, такой показатель возможно выполнить только в крупных городах, в регионах сохраняются трудности с развитием зарядной инфраструктуры.